Каждый ценит своё и по-своему счастлив…
…Обычное летнее утро: на небе ни облачка, только сильно припекает солнышко: к вечеру обязательно «напарит», подумалось, вдруг. Душно. Тучи над озером Чаны собираются быстро, их гонит ветер. На часах полдень. Поднимаю глаза к небу и вот, дождались – ливень.
Дождь поливал с такой силой, что за какие-то считанные минутки пробежки от машины до дома Николая Фёдоровича, я вымокла. Намокла моя обувь, блокнот…Хорошо, что лето, высохнет! Об этом ли сейчас думать?
— Здравствуйте, — тихонько вхожу в дом пенсионера.
На мой зов никто не отвечает. Повторяю, но уже чуть громче. Прохожу в комнату.
Николай Фёдорович неспешно поворачивает голову в мою сторону и улыбается. Добрый день, мол. Мелкими шажками он проходит к столу, чтобы присесть. И приглашает меня к диалогу. Пожилой человек в доме один, поэтому всегда рад гостям. Да, ему есть о чём поговорить, что вспомнить, о чём задуматься и всплакнуть. Но он сильный духом. Таких людей выдают добрые глаза и любовь к жизни, которая слагается из трудовой биографии и отношения к людям.
Коля был самым старшим ребёнком в семье новояблоновсих жителей. С детства, когда мальчик часто болел, было ясно, что на его жизненном пути будет немало испытаний, которые он должен преодолеть. Но теперь, спустя годы, он признаётся, что никогда не боялся в жизни трудностей. Даже сейчас, когда Николаю Фёдоровичу «перевалило» за восемьдесят, пенсионер рад, что, несмотря на слабое здоровье, он счастлив.
С шести лет Коля Луцак знал о тяжёлом деревенском труде, ведь до школы он вместе со взрослыми трудился в колхозе. Примером для подражания был отец Фёдор Макарович – председатель колхоза «Новая жизнь», который запомнился моему собеседнику добрым и справедливым, трудолюбивым и упорным. Вместе с новояблоновскими добровольцами он ушёл на фронт в 1941 году, но домой не вернулся. Не было даже похоронки, пропал человек. Не так давно внучка Николая Фёдоровича нашла информацию о прадеде: попал в плен, где и умер. Вот и вся горькая правда.
Без отца росли дети. И вот уже Николаю двенадцать лет.
— И снова я работаю: бороню на коровах, пашу, сею, — улыбается Н. Ф. Луцак. – Вот такое мне досталось детство, которое меня и закалило. Годы идут быстро. Пришло время службы в рядах советской армии. Служил я в десантных войсках в городе Белогорске, это в сорока километрах от Благовещенска. Тогда по три года служили. Армия — это большая школа жизни для мужчины. Отслужив, вернулся в родную деревню Новояблоновка и стал работать бригадиром полеводства».
В Новояблоновке Николай встретил свою Валентину. Дружно жили, в любви и согласии. Много лет Николай Фёдорович Луцак был управляющим фермой № 2 совхоза «Таганского».
— Это было замечательное время, — с ноткой грусти отмечает он. — В Новояблоновке жили и трудились люди неравнодушные к истории своей малой родины. У меня работали более ста человек, все трудяги. Только на нашей ферме было пятьсот двадцать дойных коров, а на зимовку уходило более тысячи голов крупного рогатого скота. По показателям мы всегда лидировали. Есть у меня память о тех временах – Орден «Знак Почёта» — государственная награда СССР. Тяжёлый крестьянский труд всегда поощрялся, поэтому наши жители бесплатно отдыхали в Домах отдыха, а поправить здоровье можно было на любом курорте, заплатив за путёвку всего тридцать рублей от полной её стоимости. Где сейчас такое встретишь? Да и работать — то не все хотят. Заняться в селе всегда есть чем, было бы желание да тяга к труду. Иногда болит душа о современной деревне. С 1986 года я живу в Тагане, а тянет туда, где родился».
Разволновали воспоминания Николая Фёдоровича, взбудоражили, разбередили душу – это было заметно по выражению глаз, жестам. И стало понятно, что он действительно «болеет» за будущее своей малой родины, за историю района.
Переехав в Таган, Николай Луцак был назначен директором Таганского торгового предприятия, затем – заместителем директора совхоза «Таганский», а в 1994 году в шестьдесят лет наш земляк достойно вышел на заслуженный отдых.
Вот уже одиннадцать лет живёт он один. На мой вопрос о трудностях в таком преклонном возрасте он только улыбается в ответ: «Разве это трудности? Мне помогает социальный работник, конечно, после нескольких операций, не так быстро получается по дому хозяйничать, но приезжают дети, сын Александр, дочь Татьяна. Радость приносят внуки и правнуки. Их у меня десять!».
В народе говорят: «Каждый ценит своё и по-своему счастлив». Николай Фёдорович счастливый человек, который помнит прошлое, но живёт настоящим.
…А дождь, который непрерывно лил несколько часов подряд, сулил хорошую погоду следующего дня.
Надежда КОРЕНЕВА,
с. Таган.
Добавить комментарий