Учитель учится всю жизнь

%d0%ba%d1%80%d1%83%d0%b3%d0%bb%d1%8b%d0%b9-%d1%81%d1%82%d0%be%d0%bb

В школах области необходимо восстановить институт наставничества, убеждены депутаты Законодательного собрания. В свой главный праздник – День учителя, отмечаемый 5 октября, педагоги, как и положено, получали поздравления и награды. А для депутатов Законодательного собрания торжества стали поводом к анализу сегодняшнего состояния дел в образовательных учреждениях. «Мы не оставляем без внимания программу развития образования, строительства новых школ на территории Новосибирской области.

Наш регион, один из немногих в России, с первого года вошел в федеральную программу строительства школ, задача которой обеспечить переход школ на односменный режим работы и перевод учеников из ветхих и аварийных школ в новые здания, — отметил заместитель председателя комитета Заксобрания по культуре, образованию, науке, спорту и молодежной политике Евгений Подгорный. – Под особым контролем депутатов находится исполнение указов президента РФ по обеспечению роста заработной платы учителей, достойной их труда».

Однако, по мнению законодателей, проблемой остается и подготовка педагогической молодежи для самих школ. В 2015-2016 учебном году в образовательные учреждения пришли работать 538 молодых специалистов. Это на 150 больше, чем в предыдущем году, треть из них выбрали сельские школы. На региональном уровне молодым педагогам оказывается несколько видов поддержки – есть и единовременная выплата, и ежемесячная надбавка, и жилищные программы, а тем, кто стал учителем в сельской местности, компенсируют расходы по оплате жилого помещения и коммунальных услуг.
Депутат Законодательного собрания, директор лицея N 6 г. Бердска Зоя Родина считает: контрактная подготовка педагогов дает плоды, но и каждое образовательное учреждение должно заботиться о своих кадровых перспективах. По мнению депутата, сегодня профессия педагога вызывает интерес у молодежи, благодаря высокой социальной защищенности и отсутствию проблем с трудоустройством, в отличие от популярных в последнее время профессий юриста, экономиста. «Для молодежи много перспектив участия в различных программах, конкурсах. Если прежде, чтобы получить категорию, нужно было проработать определенное количество лет, то сейчас активная молодежь может быть и по зарплате приближена к педагогам, которые имеют большой стаж работы, звания. Конечно, это зависит от того, в какое учреждение они попадут, и как поставлена здесь система наставничества», — подчеркнула Зоя Родина.
Именно теме наставничества в школе был посвящен круглый стол, организованный комитетом по культуре, образованию, науке, спорту и молодежной политике. Инициаторами встречи была Ассоциация молодых педагогов Центрального округа города Новосибирска, которая обратилась к депутатам с просьбой рассмотреть возможность введения института наставничества. «Считается, что после ВУЗа молодой специалист уже должен быть готов к работе. Но в школе есть масса моментов, с которыми студент не сталкивается, из-за которых адаптация далеко не всегда проходит гладко, — констатировал руководитель ассоциации молодых педагогов Максим Давыдов. — Основное направление наставничества в школах – это помощь в ведении школьной документации. Но есть более важные вещи, чем документы – это дети и их родители. Если бы наставник пришел вместе с молодым педагогом на родительское собрание, контакты с родителями наверняка были бы установлены более успешно. Меньше было бы и школьных ЧП. Детский травматизм, конфликты между детьми очень часто происходят вследствие неопытности педагога».
Участники круглого стола подтвердили: личностная и профессиональная адаптация молодого учителя может проходить длительно и сложно, а иногда и вовсе заканчивается уходом молодого специалиста из школы. Именно наставничество должно помочь профессиональному становлению молодого педагога. Однако правилом для школ оно пока не стало. «Сегодня наставничество удалено из всех документов министерства образования, профсоюзов, правил аттестации в школах. Да, об обмене опытом говорится, но слова «наставничество», которое гораздо шире – нигде нет, — заявил депутат Законодательного собрания, директор средней школы N 3 города Барабинска Евгений Гутов. — Институт наставничества сегодня очень актуален. Помощь наставника нужна не только на первых шагах профессиональной деятельности, она нам нужна всю жизнь – при освоении новых обязанностей, овладении новыми компетенциями». По мнению депутата, наставничеству тоже нужно учить, например, в рамках повышения квалификации работников образования. Необходима и система поощрения наставников, одним из элементов которой может стать внесение хороших наставников в кадровый резерв, решая тем самым проблему подготовки управленческих кадров для школы.
Итогом дискуссии стала рекомендация министерству образования, науки и инновационной политики Новосибирской области разработать Положение о наставничестве, предусмотреть возможность повышения квалификации педагогов-наставников. «Сегодня наставничество все чаще подменяют другими понятиями: «тьюторство», «коучинг», «менторинг». Мы понимаем наставничество как социальный институт передачи опыта и профессиональной адаптации, способствующий закреплению педагогических кадров, — высказал позицию депутатов заместитель председателя комитета по культуре, образованию, науке, спорту и молодежной политике Артем Скатов. –Состоявшееся обсуждение — только первый шаг к выработке документа, который действительно поможет становлению системы наставничества в школах области».

Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>