«Знай свои права»
ПРИДЁТСЯ ПОДОЖДАТЬ
«Купил планшет, который оказался бракованный. Обратился в магазин, продавец согласился взять товар и вернуть деньги. Для этого я написал заявление на возврат денег. Прошло 7 дней, деньги мне пока не вернули. Какой срок по закону выделяется на эту процедуру?»
- По статье 22 Закона РФ «О защите прав потребителей», требования потребителя об отказе от исполнения договора и возврате уплаченной за товар ненадлежащего качества денежной суммы подлежит удовлетворению продавцом (изготовителем, уполномоченной организацией) в течение десяти дней со дня его предъявления.
ПОЕХАЛ — ЗНАЧИТ, ЗАСТРАХОВАН
«Приобретал билет на поезд, кассирша на вокзале заставила подписать якобы, обязательную страховку здоровья, мотивируя это тем, что полка у меня верхняя и при падении возможны… травмы. Разве эта дополнительная услуга не является добровольной?»
- Перевозчик независимо от вида транспорта (за исключением метрополитена) обязан страховать свою гражданскую ответственность за причинение при перевозках вреда жизни, здоровью или имуществу пассажира. Данная норма закона означает, что каждый гражданин, который воспользовался услугами перевозки, застрахован, и при наступлении страхового случая имеет право требовать денежную компенсацию. В соответствии с п. 2 ст. 935 ГК РФ, обязанность страховать свою жизнь и здоровье не может быть возложена на гражданина по закону. Таким образом, кассир, оформляя перевозочные документы, не вправе был обуславливать приобретение услуги перевозки обязательным приобретением услуги страхования. Перевозчик, уполномоченный им агент по продаже билетов, за данные действия своего работника несёт ответственность по удовлетворению требования потребителя о возмещении убытков, связанных с заключением договора страхования.
ЕДА ПОПАЛА НА ВИДЕО
«Заказал еду в кафе с доставкой на дом. Открыв пластиковую тару, обнаружил в блюде посторонний предмет. Сразу сфотографировал, снял видео. Что можно сделать, если в кафе отказываются вернуть деньги?»
- Право потребителя на предъявления требования о возврате денежной суммы, уплаченной за продукцию общественного питания ненадлежащего качества, установленное ст. 29 Закона РФ «О защите прав потребителей», подлежит удовлетворению в течение 10 дней со дня его предъявлению исполнителю. При неудовлетворении указанного требования в добровольном порядке потребитель вправе обратиться в суд с исковыми требованиями о расторжении договора, уплате неустойки в размере 3% цены услуги за каждый день просрочки, возмещении убытков, компенсации морального вреда. Иски о защите прав потребителей могут быть предъявлены по выбору истца по месту: нахождения ответчика; жительства или пребывания истца; заключения или исполнения договора. При этом, потребители освобождаются от уплаты государственной пошлины по делам, связанным с нарушением их прав (ст. 17 Закона РФ «О защите прав потребителей»).
В МАГАЗИНЕ ПОТРЕБОВАЛИ ПАСПОРТ
«Я купила в спортивном магазине тренажёр для рук и ног, но через неделю использования в нём появилась трещина. Вернула его в магазин, сказали, что это производственный брак. Но для возврата денег потребовали паспорт. Скажите, зачем магазину мои личные данные, если я предоставила им чек? Вернёт ли продавец мне деньги, если я откажусь оставлять свои личные данные?»
- Законодательство о защите прав потребителей не содержит положений, прямо обязывающих покупателя предъявлять продавцу паспорт либо иной документ, удостоверяющий личность, при предъявлении им требования о возврате уплаченной за товар денежной суммы. Вместе с тем сообщаем, что продавец обязан руководствоваться указаниями Банка России от 11.03.2014 «О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощённом порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства», в соответствии с которыми, кассир выдает получателю наличных денег истребуемую сумму только после проведения его идентификации по предъявленному им паспорту или другому документу, удостоверяющему личность. При этом продавец для осуществления возврата денежных средств обязан заручиться согласием покупателя на обработку персональных данных последнего, осуществляемой в строгом соответствии с требованиями ФЗ от 27.07.2006 «О персональных данных», а именно, при условии, что персональные данные гражданина не будут распространяться и предоставляться третьим лицам и обрабатываются только те персональные данные, которые отвечают целям их обработки.
НАНЁС УЩЕРБ НА СВАДЬБЕ
«Для свадебной фотосессии я заказала частного фотографа найденного в Интернете. Увиденные фотографии меня абсолютно не устроили. Вернуть деньги исполнитель заказа отказался. Можно ли истребовать их через суд, а также потребовать компенсации морального вреда?»
- Право потребителя на обращение в суд установлено ст. 11 ГК РФ, ст. 17 Закона РФ «О защите прав потребителей» (далее — Закон), при этом суд, в соответствии с положениями Гражданского процессуального кодекса РФ (далее — ГПК РФ) принимает во внимание доказательства, на которые ссылается каждая сторона в обоснование своих доводов. Сведения, являющиеся доказательствами по делу (в частности, о несоответствии фотографий условиям договора) могут быть получены из объяснений сторон и третьих лиц, показаний свидетелей, письменных и вещественных доказательств, аудио- и видеозаписей, экспертизы (ст. 55 ГПК РФ). При подтверждении факта нарушенного права, размер компенсации морального вреда (заявленной потребителем среди прочих исковых требований) не зависит от размера возмещения имущественного вреда, определяется судом в зависимости от характера причиненных страданий, степени вины причинителя вреда, с учетом требований разумности и справедливости (ст. 15 Закона, ст. 1101 ГК РФ).
По материалам управления Роспотребнадзора.