Знай свои права
КАКИЕ МАСКИ ПОКУПАЕМ
«Должна ли быть на защитные маски гарантия качества, должен ли быть у продавца сертификат качества на этот товар, почему в Новосибирске такая разница в ценах на маски?».
Если маска отнесена к средствам индивидуальной защиты органов дыхания, то в зависимости от присвоенного класса, она подлежит обязательному подтверждению соответствия требованиям Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 019/2011 «О безопасности средств индивидуальной защиты», осуществляемому в формах сертификации или декларирования соответствия. Гигиенические и медицинские маски, как не относящиеся к средствам индивидуальной защиты, декларированию либо сертификации не подлежат. В отношении медицинских масок (относящихся к медицинским изделиям) установлено требование об оформлении на них регистрационного удостоверения (п.72 Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 № 55).
На основании ст.5 Закона РФ «О защите прав потребителей», установление гарантийного срока на любой товар (в том числе маски) является правом, а не обязанностью изготовителя (продавца).
Постановлением Правительства РФ от 03.04.2020 г. № 431 государственное регулирование цен введено на медицинские маски. Завышение цен на маски является предметом контроля (надзора) со стороны Федеральной антимонопольной службы.
ЖДИТЕ КНОПКУ
«Через месяц после покупки посудомоечной машины сломалась кнопка включения. В сервисном центре заявку зарегистрировали, сообщив, что нужна новая кнопка, но её на складе нет, придётся подождать. Прошёл месяц, а запчасти нет — могу ли я потребовать замены машины?»
Можете, при условии, если указанный дефект признан существенным недостатком товара (то есть недостатком, который не может быть устранён без несоразмерных расходов или затрат времени), а также в случае нахождения товара в ремонте более 45 дней. Данное требование предъявляется продавцу (изготовителю, уполномоченной организации), а не сервисному центру (абз.9 п.1 п.п.2, 3 ст.18, ст.20 Закона РФ «О защите прав потребителей»).
ОПАСНОЕ НЕБО
«Подскажите, в каких случаях авиапассажир не имеет права требовать от перевозчика материального возмещения?»
— Если возникли чрезвычайные и непредотвратимые обстоятельства, перевозчик вправе без предупреждения отменить, задержать или перенести вылет самолёта, а также изменить маршрут или пункт посадки в случаях:
— стихийных бедствий (пожаров, наводнений и т.д.) или неблагоприятных погодных условий в аэропортах отправления, назначения или по маршруту следования;
— требования государственных органов безопасности (военные действия и т.д.)
— наличие иных причин, влияющих на безопасность пассажиров.
При наличии таких обстоятельств пассажир не вправе предъявлять каких-либо требований перевозчику. Обязанность доказывания чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств возложена на перевозчика.
НЕХОРОШАЯ АВТОЗАПРАВКА
«Заправился на автозаправочной станции плохим бензином, после чего мне пришлось ремонтировать автомобиль. К кому предъявить претензию, и могу ли я рассчитывать на возмещение средств за ремонт автомобиля?».
— Вы вправе по своему выбору предъявить одно из требований, предусмотренных п.1 ст.18 Закона РФ «О защите прав потребителей», в том числе — об отказе от исполнения договора купли-продажи и возврате уплаченной за товар суммы, а также требовать возмещения убытков, к которым могут быть отнесены расходы, понесённые по ремонту автомобиля.
Кроме того, согласно ст.ст.14, 15 Закона, потребитель вправе предъявить продавцу (юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю, осуществляющему деятельность автозаправочной станции) требования о возмещении имущественного вреда, компенсации морального вреда вследствие продажи бензина ненадлежащего качества.
КОТЛЕТА С КОСТЬЮ
«Муж сколол зуб об говяжью кость, которая попалась в котлете. Можем ли мы возместить затраты на лечение, подав в суд на производителя этих котлет?»
— Да, Вы вправе требовать полного возмещения убытков (к которым в том числе отнесены расходы, понесённые на лечение), а также возмещения вреда здоровью, причинённого вследствие реализации продукции ненадлежащего качества (как содержащий посторонний ингредиент) на основании ст.1095 ГК РФ, п.1 ст.14, п.1 ст.18 Закона РФ «О защите прав потребителей».
По материалам Управления Роспотребнадзора.