По следам тюрков

Помимо захоронений бывают какие-то неожиданности, которые мы даже пока, и объяснить не можем. Были найдены некие конструкции, которые напоминают жилые сооружения. И в то же время трудно их с жилищами связать. Есть на этот счет определенные сомнения. Может быть, это ритуальные центры. Так в нежилой землянке были обнаружены сосуды стоящие вверх дном, не вполне традиционные. Поэтому оставим пока этот вопрос открытым.
- Продлится ли дальше работа на данном памятнике?
- До конца месяца мы будем работать однозначно. В этом году стояла задача — не столько проведение раскопок, что, конечно, тоже планировалось, но, прежде всего, мы хотели провести магнитосъемку нескольких объектов в районе села Погорелка, которые планируем исследовать вместе с нашими немецкими коллегами из Германского археологического института.
- Расскажите об этом подробнее.- В районе деревни Погорелка есть серия памятников, где могут быть очень интересные открытия. Курганы относятся к гунно-сарматскому времени — это период начала первого тысячелетия нашей эры — эпоха, так называемого, великого переселения народов.
В этом году мы решили привлечь геофизиков из Германии и Новосибирска с тем, чтобы сделать широкий мониторинг. Получили замечательные результаты. Могильник показал присутствие каких-то соответствующих захоронению конструкций и соседствующее городище оказалось действительно городищем, со сложной системой рвов, валов. Их не видно на поверхности, можно определить только приборной базой. Я надеюсь, в будущем году мы попробуем там провести работы. Но так как курганы очень большие, придется привлекать землеройную технику.
Могильник расположен не стандартно, в пойме бывшего озера. Видимо в определенные годы была большая сухость климата и поэтому там некрополь и соорудили. Вообще, в таких местах предпочитали кладбища не делать. По счастливой случайности у наших германских коллег-специалистов оказался один свободный день. Мы полностью сняли топографию могильника, сделали магнитную съемку. Оказалось, что здесь имеются не совсем обычные конструкции, к которым мы привыкли. По-видимому, это прообразы мавзолеев, что совершенно ново в погребальной практике данного населения. У меня впечатление, что могильник не был известен людям, которые в 18 веке занимались грабежом курганов. И есть большие надежды, что комплекс окажется не потревоженным.
И, конечно, сейчас очень важно следить за тем, чтобы никто самовольно не начал копать. К сожалению, в России сегодня так называемая «черная археология» — это просто бич. Охранять нужно всем миром, понимая значимость этих вещей, их уникальность. Дело-то даже не в отдельном предмете, а в историческом контексте. Археолог, когда исследует любой объект, составляет огромное количество документации, чертежей, описаний, фотографий, чтобы все потом было перенесено в архивы, опубликовано, использовано для реконструкции историко-культурного процесса. Я студентам часто говорю, что в археологии намного ценнее может быть обыкновенный глиняный черепок, который может поставить все точки над «i», а не золотая высокохудожественная вещь.
В целом, мне очень импонирует отношение в Чановском районе к культурному наследию. Это очень приятно.
Конечно, барабинцы — это население, где исконными являются, так называемые, барабинские татары. Это последний этнос, вариант аборигенов, с которыми русские землепроходцы здесь и встретились. Кто такие Барабинские татары? Тюрки, которые пришли сюда с юга, встретились в Барабе с местным населением — с южными уграми. Как ни покажется, странным, но на этой территории, особенно ближе к Кыштовскому району, в таежной зоне, обитало население, связанное с Севером — это угры. Тюрки осваивали огромные пространства степей и лесостепей, им нужны были пастбища. И Бараба оказалась кладезем. Здесь в любые, самые засушливые годы для скотовода просто Эльдорадо. Тюрки встречались с местным населением. Контакты у них были мирными. Мы находим захоронения, в частности в той же Преображенке, в которых видим местную керамику, посуду. Делали ее местные женщины. В то же время мы видим погребальный обряд и инвентарь, уже характерный для тюркских воинов. Тюрки адаптировались, смешивались с местным населением, и в результате на основании этого смешения и родились те самые Барабинские татары. Их так русские называть стали. Правда, потом большое влияние на этот этнос оказали казанцы. Они принесли сюда ислам и этнически ассимилировали местное население. За отрядами Ермака в Сибирь пошли русские крестьяне. Они тоже сосуществовали с местным населением вполне мирно. Переселенцы из -за Урала были, прежде всего, земледельцами. А местное население занималось скотоводством. И поэтому их интересы не противоречили друг другу. Доброе соседство, культурное общение, товарный обмен способствовали взаимопониманию. Древняя история интересна и поучительна для нас. Археологи делают все возможное, чтобы донести свет научной истины современным людям.
Добавить комментарий