Сельский староста: первая власть на селе
Муниципальная власть на селе — особенная. С одной стороны, именно здесь она максимально близка и понятна каждому, с другой – именно тут становятся наиболее очевидны кадровые и финансовые проблемы. И если в больших городах органам власти приходится решать стратегические задачи развития, то в деревнях и селах чаще всего на повестку дня выносятся самые обыденные вопросы. Решить часть из стоящих задач поможет должность «сельского старосты». На заседаниях комитетов Законодательного собрания не раз поднимался вопрос о создании в Новосибирской области подобного института, а в правительстве региона начата подготовка соответствующего законопроекта.
«Разрабатываемый закон позволит сформировать институт, который будет представлять интересы жителей небольших поселений и населенных пунктов. Сегодня он уже неформально существует, и об этом говорят многие депутаты», — отметил председатель комитета Законодательного собрания Новосибирской области по государственной политике, законодательству и местному самоуправлению Александр Терепа. — Всегда в населенных пунктах были люди, которые более авторитетны, к которым люди идут за советом, обращаются с просьбами решить или поставить перед органами власти какие-то вопросы: от ремонта дороги до устройства освещения. И это действительно надо представить грамотно, в виде ходатайств, требований. Однако эта работа не должна создавать противоречий в деятельности с другими государственными органами, поэтому ее необходимо поставить на «законные рельсы».
Впервые понятия «сельский староста» были закреплены в «Общем Положении о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости от 19 февраля 1861 года». Староста избирался сельским сходом на трехгодичный срок. Его работу контролировала община, она же назначала плату за труд. Староста созывал и распускал сход, объявлял повестку, утверждал решения схода, приводил их в исполнение. Он следил за целостностью меж, за состоянием дорог, мостов, гатей на вверенном ему участке. Староста должен организовать в случае необходимости борьбу с пожаром, наводнением, эпидемией. Ведомству старосты подлежали все лица податных сословий, проживающие на подведомственной ему территории. За маловажные проступки староста имел право сажать под арест до двух дней, штрафовать до 1 рубля, или назначать общественные работы до двух дней.
Сегодня, по мнению Александра Терепы, официальное учреждение в регионе института старост также имеет большое значение: «Любая инициатива, касающаяся местного самоуправления, должна быть внимательно рассмотрена и изучена. В свое время по инициативе общественников мы пришли к созданию и реализации ТОСов. Время показало, что это действенная форма, которая работает сегодня в рамках больших муниципальных образований. Небольшие поселения до сих пор остаются без должного внимания со стороны органов исполнительной власти. В муниципальных образованиях существуют села, где население немногочисленное, но люди также хотят решать жизненно важные для себя проблемы. Однако территориальная удаленность мешает делать это достаточно оперативно».
Опыт создания института старост имеется и в новейшей истории России. Например, в Ленинградской области первые старосты были избраны весной 1994 года. Типовое положение предусматривало возможность избрания старосты из числа постоянно проживающих жителей в населенных пунктах, где проживало менее пяти тысяч граждан. Староста определялся как «представитель исполнительной власти в населенном пункте, наделенный соответствующими полномочиями и доверием жителей и обеспечивающий самостоятельное решение населением вопросов местного значения». Староста был обязан требовать от проживающих в населенном пункте граждан соблюдения общественного и санитарного порядка, обеспечения противопожарной безопасности, содержания в надлежащем виде жилых и хозяйственных построек. В случае невыполнения указанных требований мог обращаться в суд, любые контрольные и правоохранительные органы с ходатайством о привлечении нарушителя к установленной законом ответственности. Большинство старост работало на общественных началах, однако на местном уровне, исходя из имеющихся возможностей, практиковались различные формы вознаграждения старост за их деятельность. В ряде территорий старосты ежеквартально премировались в размере одного МРОТа.
Во Владимирской области осенью 1995 года был принят региональный закон, регулирующий деятельность старост, налажена система организационной, методической и информационной поддержки института старост на районном и областном уровне. Старосты избирались сроком на 4 года, претендующий на эту должность гражданин должен был достичь 21-летнего возраста, обладать избирательным правом и изъявить согласие на избрание. Староста обладал рядом ограниченных полномочий на участие в решении вопросов планирования, охраны природы, благоустройства, социального обслуживания, обеспечения правопорядка и в некоторых других сферах. Например, в установленный областным законом перечень полномочий среди прочих входили: участие в осуществлении контроля за соблюдением природоохранного и земельного законодательства, участие в работе по проектам застройки в сельских населенных пунктах, внесение предложений о присвоении наименований улицам, установлении нумерации домов; принятие мер по обеспечению безопасности населения в случае стихийных бедствий, пожаров, аварий. Была сформирована система материального и морального поощрения старост.
Опыт регионов, где уже действует институт старост, отметил и президент РФ Владимир Путин: «Знаю, что у вас внедряется хорошая практика: работа в муниципалитетах через так называемых старост, вводите такую структурную единицу в работе с людьми, — и, насколько я себе представляю, достаточно эффективно получается выстроить эту работу», — отметил Владимир Путин во время встречи с губернатором Ленинградской области Александром Дрозденко.
Говоря о перспективах рассмотрения законопроекта профильным комитетом Законодательного собрания Новосибирской области Александр Терепа отметил: «Необходимо поддерживать любую форму общественного участия в формировании решений вопросов на местах, особенно если это касается жителей отдаленных районов и сел. Пока законопроект только готовится, и я могу высказать лишь свое, личное мнение: Новосибирской области нужен такой институт, и я готов голосовать «за», — подчеркнул депутат.
Добавить комментарий