Будем откровенны, долгие годы проблемы в этой сфере просто замалчивались, их не поднимало профессиональное сообщество. К сожалению, за два года решить все накопленные проблемы нам не удалось, их слишком много! Хотя сегодня, думаю, почти все жители области видят серьёзные изменения в системе здравоохранения.
По программе модернизации здравоохранения за 2011-2012 годы отремонтированы 302 объекта, приобретено 5,5 тысяч единиц оборудования. Нам удалось снизить дефицит Территориальной программы государственных гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи с 26% в 2010 году до 10% в 2012 году. Впервые за долгие годы произведена индексация стоимости медикаментов, расходных материалов. Произошло увеличение заработной платы медицинским работникам. В соответствии с Указом Президента России мы продолжим поэтапное увеличение оплаты труда в отрасли.
В этом году началась, а в следующем будет завершена работа по переводу муниципальных медицинских учреждений на государственный уровень и одноканальное финансирование. Это позволит создать единые стандарты контроля качества медицинской помощи, оптимальные схемы маршрутизации пациентов. В результате все жители получат равные права и расширенные возможности на получение бесплатной качественной медицинской помощи вне зависимости от места жительства.
Реализация действующих региональных программ в сфере здравоохранения должна в 2013 году решить задачу предоставления качественной первичной медико-санитарной помощи, улучшить систему оказания скорой и неотложной помощи населению.
Качество оказания медицинских услуг зависит не только от материальных условий, зачастую люди жалуются на невнимание и грубость со стороны медицинских работников. Я побывал во многих лечебных учреждениях области и еще раз убедился, что очень многое в этом вопросе зависит от руководителей учреждений – от главных врачей. Нормы оплаты труда руководителей должны быть четко увязаны с качеством услуг и эффективностью работы лечебного учреждения.
В кратчайшие сроки, в 2013 году, нам необходимо решить проблему медицинского обслуживания населения Советского района города Новосибирска. Поручаю министерству здравоохранения внести конкретные предложения в срок до 1 февраля 2013 года.
Совместно с министерством строительства и ЖКХ необходимо обеспечить безусловное выполнение ремонтной и строительной программ по всем лечебным учреждениям на всей территории области. Не допустить срыва ни по одному объекту!
Немаловажное значение для сохранения и поддержания здоровья имеют физкультура и спорт. Мы ставим перед собой непростую задачу – к 2015 году количество людей, регулярно занимающихся физкультурой и спортом довести до 30% от численности населения области, это практически каждый третий житель области. Это очень серьезно, и здесь необходима консолидация всех усилий.
Для этого важно вернуть интерес к занятиям спортом детей и подростков, развивать студенческий спорт. Прошу при выполнении, выделении грантов общественным организациям отдавать предпочтение проектам, которые ориентируются на строительство дворовых хоккейных коробок, волейбольных и баскетбольных площадок и других мини-сооружений.
В 2013 году мы должны ввести 15 крупных спортивных объектов, в том числе в таких районах, как Доволенский, Северный, Венгеровский, Каргатский, Кыштовский, городах Карасуке, Оби, Новосибирске. Цель одна – у каждого жителя области должна быть возможность для занятий спортом. Подчеркну — во всех районах и городах нашей области!
Крайне важно повысить спортивный статус Новосибирской области на соревнованиях российского и международного уровней. В сфере развития спорта высших достижений важна работа по выявлению спортивно-одаренных детей, созданию необходимых условий для их подготовки. Особое внимание должно быть уделено спортсменам, которым предстоит защищать честь нашей страны на Олимпиаде в Сочи.
Здоровье населения во многом зависит от экологической обстановки. 2013 год объявлен в России Годом охраны окружающей среды.
Одна из наиболее острых проблем, которую надо решать в первоочередном порядке – это проблема утилизации отходов. С этого года начала действовать соответствующая целевая программа: активно ликвидируются несанкционированные свалки; отрабатываются схемы маршрутов экомобилей, которые в этом году впервые появились у нас в области.
Однако жизнь требует кардинально новых подходов к решению проблемы, которая накапливалась десятилетиями. Необходимо перейти от захоронения отходов к их селекции и переработке, в первую очередь тех, которые могут стать вторичными материальными ресурсами. Ставлю задачу разработать и принять Закон Новосибирской области «Об отходах производства и потребления в Новосибирской области», который бы определил систему государственной поддержки инвесторов, а также оптимальную тарифную политику сбора, вывоза, утилизации отходов.
Нельзя забывать и про воспитание, и пропаганду бережного отношения к природе. Потому что все наши мероприятия, уважаемые коллеги, по охране окружающей среды невозможно решить без участия общественных организаций, каждого жителя.
Неизменно в числе приоритетных находится сфера образования. Многое уже сделано в улучшении материально-технического обеспечения школ, повышения заработной платы педагогических работников. Но предстоит сделать ещё больше.
В 2013 году будут продолжены программы «Школьное окно», «Школьный спортзал», «Школьная кровля». Эти проекты уже изменили облик многих школ, создали лучшие условия для обучения ребятишек и работы педагогов.
Анализ, проведенный региональным министерством образования совместно с органами местного самоуправления, показал отсутствие связи финансовых вложений с качественными показателями результатов работы школ. По результатам единого государственного экзамена мы по-прежнему отстаём от среднероссийских значений по всем дисциплинам, кроме трёх. Нам необходимо всем вместе: и органам власти всех уровней, и педагогам, и ученым в январе 2013 года на основе проведённого анализа принять комплексный план действий в системе общего образования. Главная цель – обеспечить высокое качество образовательного процесса, мотивацию педагогов,
эффективное расходование почти 25 миллиардов рублей консолидированного бюджета, предусмотренных на сферу общего образования.
Мы с вами, коллеги, должны создать условия, чтобы вне зависимости от того, где проживает ребенок – в маленьком населенном пункте или в большом городе – у него были равные возможности реализовать свои права. Были возможности обучаться в школе, где он получит образование максимально высокого качества. Сегодня мы с вами должны честно признаться, что не можем этого гарантировать. Это потребует очень серьезных решений. Понимаю, насколько сложно нам будет это сделать. Но тот анализ, который на протяжении более двух месяцев проводило министерство образования, показал, что нам нужно многое изменить и в сознании органов власти всех уровней, и родителей. Сегодня у нас есть замечательные примеры, когда изменяя принципы и место обучения, мы получаем совершенно другие результаты. И это поддерживается и ребятами, и родителями.
В новый учебный год, в сентябре 2013, мы должны войти с полным пониманием имеющихся у нас механизмов и ясными целевыми показателями.
Важнейшей задачей является создание эффективной системы профессионального образования, обеспечивающей сферу производства и услуг необходимыми специалистами. Опираясь на положительный опыт реформирования, проведенный министерством труда, необходимо разработать программу подготовки кадров для здравоохранения, образования и культуры в системе профессионального образования. И в 2013 году нам необходимо к этой работе приступить.
Уважаемые коллеги! Под особым контролем Правительства области – целевая программа развития сети детских дошкольных образовательных учреждений. В рамках программы мы введем в этом году 8 200 мест. Это серьезный прирост, но это не решает проблему. И задача на 2013 год – ввести еще 8,5 тысяч мест. Я понимаю, насколько это тяжелая задача, потому что более 70% будет за счёт строительства новых детских садов. Поскольку весь потенциал, практически весь, мы уже с вами реализовали.
Для эффективного использования бюджетных средств строительство новых зданий детских садов будет осуществляться по типовым проектам. Там, где есть возможность, должна быть продолжена работа по возврату зданий детских садов для использования их по целевому назначению. Необходимо активнее поддерживать развитие негосударственного сектора дошкольного образования. В 2013 году мы должны ликвидировать очередь для ребятишек от трех до семи лет в сельской местности, а в 2014 году – по городским округам. К 2015 году у нас не должно быть никакой очереди для детей от трех до семи лет. Это задача органов местного самоуправления, и органов государственной власти!
Важную роль для создания комфортных условий жизни населения играет культурная среда.
В этом году начата реализация долгосрочной целевой программы «Культура Новосибирской области на 2012-2016 годы». Мы укрепили материально-техническую базу ряда учреждений культуры в сельских районах области. Это направление будет поддержано и в 2013 году. В областном бюджете на эти цели заложено 650 млн. рублей. Средства должны пойти на строительство и реконструкцию зданий культурных центров и библиотек, детских школ искусств и музыкальных школ, их оснащение современным оборудованием, инструментами.
Важным условием обеспечения достойного уровня услуг в сфере культуры являются профессиональные кадры. Низкий уровень заработной платы осложняет сегодня успешное решение этой задачи, и здесь я готов рассматривать предложения министерства культуры, органов местного самоуправления по кардинальному изменению этого вопроса. Заработная плата в сфере культуры, особенно муниципальной, находится наверное на одном из самых низких уровней.
В свою очередь важнейшая задача работников культуры — нести людям лучшие образцы прекрасного, вовлекать их в творческий процесс, воспитывать подлинную духовность. Мы должны стать регионом раскрытия талантов наших детей, регионом притяжения талантов с большой территории, а не только отправлять лучших в Москву и Санкт-Петербург.
Если условия и качество жизни населения во многом определяет состояние всех отраслей социальной инфраструктуры, то уровень жизни определяет занятость населения, возможность получать достойную оплату за свой труд, реализовывать свою квалификацию.
В Новосибирской области один из самых низких уровней безработицы и в Сибирском федеральном округе, и в стране в целом. В этом году нам удалось еще снизить уровень как общей, так и регистрируемой безработицы. В определенной степени удалось преодолеть профессиональное несоответствие спроса и предложения на рынке труда. Но проблемы здесь есть, в первую очередь в сельской местности. В 2013 году должен быть разработан и реализован механизм определения перспективной потребности экономики области в специалистах и рабочих кадрах в территориально-отраслевом разрезе и система их своевременной подготовки. И долгосрочная целевая программа является хорошим инструментом для решения этой задачи.
Должна быть продолжена работа по поддержке предпринимательской деятельности, созданию эффективных рабочих мест, расширению самозанятости населения, особенно в сельской местности. Должны быть усилены меры поддержки женщин, воспитывающих детей и желающих заниматься трудовой деятельностью. Нужно более масштабно использовать и неполный трудовой день, и предоставлять гибкий рабочий график. Здесь нужно серьезную работу вести с работодателями, в том числе в бюджетной сфере.
Прошу также взять на особый контроль нарушения по выплате государственными и муниципальными учреждениями месячной заработной платы ниже установленной в региональном соглашении. Напоминаю, что с 1 января 2013 года у нас установлена минимальная заработная плата – 9 030 рублей. Это серьезный рост, но мы не можем больше разделять работников реального сектора и бюджетной сферы. Мы почти в два раза ниже ставили минимальный уровень заработной платы в бюджетной сфере, это не соответствует квалификации людей и их ожиданиям. Это и показатель престижа профессии, и стремления работать во благо развития региона.
В 2013 году мы продолжим работу по обеспечению роста заработной платы в бюджетной сфере, приближению ее к средней по экономике. Одновременно необходимо продолжить работу по определению зависимости роста заработной платы бюджетников от качества труда, уровня квалификации, сложности выполняемых работ. Реализация запланированных мер должна обеспечить в 2013 году рост номинальной средней заработной платы работников на 13%, то есть до 26 270 рублей. А стратегическая наша цель – максимально по итогам предстоящего года приблизиться к средней заработной плате по стране! Мы никогда еще не приближались к этому показателю и нам должно быть не совсем комфортно и стыдно, коллеги, при такой диверсифицированной экономике, при таком потенциале быть в нижних рядах среди 83 субъектов Российской Федерации по этому показателю.
Уважаемые коллеги! В числе важнейших задач 2013 года остаётся повышение эффективности системы социальной защиты и социального обслуживания населения.
Расходы областного бюджета на предоставление мер социальной поддержки составят в 2012 году 11 млрд. рублей, в 2013 году на пособия, компенсации и иные социальные выплаты будет направлено почти 13 миллиардов рублей.
Это серьёзная статья расходов областного бюджета, и здесь нам предстоит еще более точно подходить к персонифицированной поддержке граждан, действительно нуждающихся в поддержке со стороны государства. Мы должны уйти от иждивенчества и предоставления всем без исключения равных льгот. Так не бывает, так не хватит никакого бюджета. И самое главное — это социально неправильно, социально опасно.
Несмотря на все принимаемые меры, до сих пор высока доля населения с доходами ниже прожиточного минимума. Поэтому необходимо в предстоящем году разработать комплексную систему мер, обеспечивающих снижение доли бедного населения. В этом году мы ее снизили на 1%, тем не менее наш показатель выше среднероссийского. Поэтому надо предусмотреть как материальную помощь нуждающимся, так и меры по трудоустройству граждан, их обучению и переобучению. Решение данной задачи возможно только при тесной координации деятельности органов социальной защиты и органов занятости населения, представителей делового сообщества.
С 2013 года должно быть обеспечено предоставление ежемесячных денежных выплат в размере прожиточного минимума семьям, в которых в следующем году родится третий или последующий ребенок. Это пособие будет выплачиваться до достижения ребенком трехлетнего возраста. Все мероприятия спланированы, но министерству социального развития и органам местного самоуправления необходимо в своей работе мониторить ситуацию, отслеживать, чтобы эти деньги шли, действительно, на благие дела.
Должна быть продолжена работа по обеспечению отдыха и оздоровления детей с улучшением качества проведения всех мероприятий. Оздоровлением и отдыхом в следующем году должно быть охвачено не менее 95 процентов школьников области. Такую задачу мы никогда не ставили. Укрепление материально-технической базы детских оздоровительных лагерей, что мы с вами в этом году начали делать и что уже дает позитивный эффект, обеспечит и безопасность детей — чтобы родители не боялись отдавать ребятишек на оздоровление в загородные лагеря. Здесь многое зависит от органов местного самоуправления, и областное правительство будет поддерживать тех, кто будет эту работу вести опережающими темпами.
Считаю необходимым разработать специальную Программу сопровождения семей с детьми-инвалидами. Я недавно предметно обсуждал с родителями детей-инвалидов проблемы, с которыми им в одиночку не справиться никогда. И этого не должно быть, поскольку эта категория наших граждан должна чувствовать и заботу государства, реальные действия. Это задача не только министерства социального развития, я прошу все отраслевые министерства, в том числе министерство транспорта, мэрию города Новосибирска обратить особое внимание на обеспечение общественных перевозок низкопольными автобусами, троллейбусами, с теми приспособлениями, которые необходимы инвалидам. Женщины из Ленинского района, когда я с ними встречался, просили, чтобы хотя бы один раз в день ходил низкопольный автобус. Я прошу в кратчайшие сроки эту проблему решить. Министерство труда прошу активизировать работу по трудоустройству родителей, воспитывающих детей-инвалидов.
Постановку задач в сфере производства и производственной инфраструктуры хочу начать со строительного комплекса и жилищно-коммунального хозяйства.
В этом году область сохранила лидирующие позиции среди регионов округа по вводу жилья: по итогам года будет введено порядка полутора миллионов квадратных метров. Это уровень прошлого года, поскольку мы в том году перевыполнили план и вместо 1 миллиона 350 тысяч ввели почти полтора миллиона. Конечно, не должно быть отрицательной динамики. На 2013 год ставлю задачу сохранить эту тенденцию и обеспечить уже достигнутый высокий уровень объема ввода жилья.
Но при этом остается проблема доступности жилья. Ее необходимо решать мерами, направленными на снижение себестоимости строительства квадратного метра, который, безусловно, должен привести к снижению стоимости жилья. Мы, к сожалению, находимся на первых позициях в стране по стоимости квадратного метра. И это не позволяет очень большому количеству наших жителей улучшить жилищные условия или впервые приобрести жилплощадь. Для этого необходимо обеспечивать внедрение новых технологий строительства, обеспечить инфраструктурным обустройством площадки, а также сокращать время, которое тратят застройщики на получение разрешительной документации, начиная от экспертизы и заканчивая вводом объекта в эксплуатацию.
В 2013 году нам предстоит решать масштабные задачи по ликвидации аварийного жилищного фонда. В частности, в областном бюджете 2013 года впервые запланировано 500 миллионов рублей на расселение из ветхого и аварийного жилья в городе Новосибирске. Это сверх средств, предусмотренных 185-Федеральным Законом. Почему важно решать эту проблему? Потому что таких домов в Новосибирске 1574, в них проживают больше 100 тысяч людей, которые на протяжении десятилетий не могут улучшить свои жилищные условия. А они не обязаны их улучшать только за счет своего ресурса. Органы власти должны взять проблему на себя. Это и недоремонт, и ветхое жилье, которое было передано муниципалитету от промышленных предприятий. Вот почему мы вместе с городом Новосибирском, рассмотрев эту ситуацию, пришли к пониманию, что больше затягивать решение этого вопроса просто невозможно и нельзя. Да, это будет непросто, да, потребуются сложные управленческие решения, которые предстоит реализовывать нам вместе, в первую очередь городу Новосибирску, но и областное правительство, Владимир Филиппович (Городецкий, мэр Новосибирска), в стороне не останется. Придется объяснять людям, почему сегодня эти дома, а не другие подлежат переселению в первую очередь.
Это будет тяжелейшая работа. И конечно, только бюджетными ресурсами с этой задачей не справиться. Необходимо разработать механизмы и привлечь к этой работе застройщиков, строителей, которые будут заинтересованы в освоении высвобождающихся площадок, перспективных с точки зрения строительства современного жилья. Думаю, что большой объем работы предстоит провести именно с застройщиками по доведению идеологии и реализации этой программы.
В полном объёме должны реализовываться мероприятия региональных программ, направленных на обеспечение населения качественной питьевой водой, развитие газификации, благоустройство населенных пунктов. Это в первую очередь влияет на комфортность проживания и качество жизни населения. Прошу подготовить предложения по решению задачи стопроцентного обеспечения качественной питьевой водой населения области к 2017 году. Масштаб этой проблемы очень велик. Она касается без исключения всех территорий. И не нужно себя обманывать, представляя, что мы быстро справимся с этой проблемой. Нужно выверить этапность реализации всех мероприятий. И я не случайно говорю 2017 год, потому что большой объем работ уже проведен, мы понимаем, сколько необходимо ресурсов и времени. И люди должны знать и этапы, и когда качественное водоснабжение будет на всей территории области.
Также поручаю главам районов и городов, где эта работа еще не проведена, разработать программы благоустройства территорий. Их необходимо принять в срок до 1 марта 2013 года, для того чтобы более точно были учтены все мероприятия в бюджете на 2014 и последующий годы, который мы начнем формировать с апреля 2013 года. Мы кардинально должны улучшить благоустройство малых населенных пунктов. Да и не в малых тоже проблем хватает. Поскольку два года реализации программы предоставления субсидий из областного бюджета показали и востребованность и, самое главное, позитивные изменения во многих населенных пунктах.
Следующий год станет знаковым в газификации региона. Напомню, что сегодня уровень газификации жилого фонда в области составляет чуть более 5%. Это пятое место среди регионов Сибири. При этом не забывайте, что среди регионов Сибири, которые ниже нас, есть Тыва, есть северные территории, где совершенно другие условия. И пятым местом из двенадцати мы должны не гордиться, а стесняться.
И здесь мы будем кардинально менять ситуацию. До 2015 года газ придет в десятки населенных пунктов, туда, где его раньше не было. Это в Ордынском районе, Мошковском, конечно же, будет расширена газификация в Татарском, Тогучинском, Коченевском, Колыванском, Барабинском районах. В 2013 году появится возможность начать газификацию еще двух территорий, куда мы даже на перспективу десятилетий не планировали подводить газ. Фактически достигнута принципиальная договоренность с Газпромом о газификации Карасука и Багана по новой технологии сжиженного газа. Суть проекта: у магистрального газопровода в Барабинске будут построены локальные станции по сжижению газа, далее емкости со сжиженным газом будут доставляться в отдаленные районы на станции разжижения газа, где будет создаваться локальная сеть газопроводов к потребителям. Таким образом, для населения природный газ пойдет точно также, как по всей территории, где есть сегодня природный газ, — по трубам. Министерство строительства и ЖКХ этот проект должно курировать, и, Денис Владимирович, как мы договаривались с Селезневым, окончательная точка должны быть поставлена в начале 2013 года — проектирование, выполнение работ. Это даст, кроме всего прочего, и объем инвестиций в миллиарды рублей: только вложений Газпрома в газификацию этих двух населенных пунктов составит порядка 5 миллиардов рублей. Плюс еще строительство сетей разводящих. Соответственно условия для большой численности людей будут совершенно другие
Необходимо продолжить работу по развитию современной инфраструктуры коммунального комплекса. Задачу повышения качества жилищно-коммунальных услуг мы должны решать путем обновления основных фондов, перехода к долгосрочному тарифному регулированию, развития конкурентных отношений в сфере обслуживания жилья и привлечения частного капитала. У нас здесь примеры есть — в Краснозерском районе, Колыванском, Сузунском, примеры эти нужно масштабировать. При этом качество предоставляемых услуг должно жёстко контролироваться всеми органами, которые имеют на это право — и органами местного самоуправления, и жилищной инспекцией, и министерством строительства и ЖКХ. Хотел бы, чтобы мы максимально широко привлекали и общественные организации, людей, которые кровно заинтересованы в предоставлении качественных услуг и, естественно, по цене не заоблачной.
Учитывая остроту перечисленных выше проблем, поручаю разработать долгосрочную целевую программу модернизации и реформирования жилищно-коммунального хозяйства области на 2013-2017 годы, предусматривающую комплексное решение задач.
Для нашего региона принципиальное значение имеет развитие транспортной инфраструктуры, в первую очередь дорожной сети, обеспечение безопасности и безаварийности движения на всех автомобильных дорогах области.
В этом году наиболее значимым объектом дорожно-строительных работ является строительство третьего моста через Обь. Уже завершен монтаж всех опор этого моста. Строительные работы выполнены более чем на 50%. В 2013 году важно не потерять темпы, обеспечить выполнение всех запланированных работ, а в 2014 году ввести объект в эксплуатацию. И на недавнем совещании мы договорились, что этот объект должен быть введен раньше срока, предусмотренного контрактом, то есть в сентябре. Даже один день введения объекта раньше срока — это очень серьезное облегчение транспортной обстановки в Новосибирске.
Одновременно прошу муниципалитет готовить проектные решения, технико-экономические обоснования инвестиций по четвертому мосту. Это не значит, что сегодня уже есть решение о том, когда мы его начнем строить, но мы должны быть готовы к строительству моста в самое ближайшее время.
Продолжается проектирование Восточного обхода Новосибирска. В этом году выделены первые 100 миллионов рублей из федерального бюджета — это объект федеральный. И министерству транспорта, органам местного самоуправления, в черте которых пройдет Восточный обход, необходимо оказывать максимальное содействие и решать все вопросы, чтобы ни на один день не было задержки со строительством этого объекта. Вы прекрасно понимаете, о чем я говорю: это и предоставление земельных участков, и технических коридоров, и решения сноса жилья и объектов экономики. И здесь должны приниматься решения экономически обоснованные, оправданные. Но наши решения, если они будут касаться граждан, бизнеса, не должны нанести ущерб. Однако нельзя допустить и спекуляций, иначе мы потеряем поддержку федерального правительства.
Конечно, важно добиться, чтобы уже в 2013 году объем средств, выделяемых на это строительство, был существенно увеличен, и к 2016 году получить в эксплуатацию первый 20-километровый участок Восточного обхода.
В следующем году необходимо провести основной объем работ на развязке на Южной площади, с тем чтобы в конце 2013 года открыть рабочее движение, а в 2014 году сдать объект в эксплуатацию, также как и развязку на Петухова.
Важным направлением развития транспортной сети Новосибирска является строительство метрополитена. В ближайшее время мы должны найти финансовую модель для завершения строительства Дзержинской линии, чтобы в 2013 году уже начать строительство на объекте, а в 2015 году завершить. И тогда у нас будут все основания и возможности перейти на левый берег и начинать развитие сети метрополитена на левом берегу Оби.
Значимым объектом строительства областной дорожной сети в 2013 году будет являться завершение дороги «Новосибирск — граница Алтайского края». Нам необходимо ввести 6 километров дороги, 20 километров уже введено. Не вызывает никаких сомнений, что работа будет сделана, и это принципиально показывает возможность реализации масштабного дорожного строительства с новыми подходами. Я хотел бы, чтобы министерство транспорта этот опыт транслировало и на другие объекты.
В 2013 году мы начинаем строительство автодорожного тоннеля на участке «Барышево — Орловка — Кольцово» для бесперебойного транспортного сообщения наукограда Кольцово с региональной опорной сетью, с городом Новосибирском.
В этом году на содержание дорог направлен 1 миллиард 400 миллионов рублей, в 2013 году эту сумму планируется существенно увеличить. И в 2014 году выйти на нормативное содержание региональной сети дорог. Это очень серьезная работа, которая, безусловно, позволит повысить и качество дорог, и безаварийность на дорогах.
Я хочу напомнить, коллеги, что мы очень серьезно относимся и к строительству муниципальных дорог. В следующем году за счет средств областного бюджета будут выполняться дорожно-строительные работы в 277 муниципальных образованиях. Конечно, мы будем увеличивать средства при увеличении объемов дохода областного бюджета на развитие муниципальной сети. Здесь необходимо как можно раньше обеспечить подготовку проектной документации в полном объеме, чтобы выполнять дорожные работы и в комфортное и удобное по сезону время года, и с минимальными экономически обоснованными затратами.
В следующем году нам необходимо поддержать аэропорт Толмачёво, усилить работу с федеральным центром по созданию особых механизмов стимулирования его развития. В ближайших планах – продолжение модернизации аэродрома и аэровокзального комплекса, в том числе строительство соединительного терминала между внутренним и международным терминалом. Площадь международного сектора будет увеличена с 11 тысяч до 30 тысяч кв. метров, а пропускная способность достигнет 1500 пассажиров в час. Завершить работы необходимо поэтапно — в 2013 и в 2014 году.
В области транспортного обслуживания населения мы должны добиться коренного улучшения в привлекательности пассажирских перевозок как для бизнеса, так и для населения. И в первую очередь, для населения. Бизнес должен четко понимать правила работы в этой сфере, гарантированность выполнения условий со стороны государства, обоснованность экономических тарифов. Население должно почувствовать реальные изменения в графиках движения, культуре обслуживания. Необходимо использовать те результаты, которые мы уже получили от внедрения системы ГЛОНАСС, системы точного позиционирования, от создания единой информационной сети Новосибирской области.
Что касается агропромышленного комплекса. Наверное, зря будет говорить в этом зале о том, какой непростой был 2012 год, какие сюрпризы преподнесла нам природа. И, конечно же, засуха не позволила нам получить запланированного урожая. Данные трудности, тем не менее, не должны привести к катастрофическим последствиям и снижению эффективности работы агропромышленного комплекса. И положительные примеры здесь есть. Даже сегодня на заседании совета по инвестициям мы рассматривали два новых инвестиционных проекта, знаковых, которые не только изменят условия ведения бизнеса, но и изменят жизнь на большой территории, особенно в Каргатском районе.
Необходимо в своей работе всем учитывать и то, что мы вступили во Всемирную торговую организацию, и представителям агропромышленного комплекса нужно не бояться вступления, а сделать всё, чтобы получить те преимущества, которые дает членство в ВТО.
Главной задачей в отрасли является повышение качества и конкурентоспособности производимой продукции. Несмотря ни на что, мы должны поддержать положительную динамику развития отрасли, не допустить снижения рентабельности, резкого снижения. Прошу министерство сельского хозяйства при необходимости готовить и вносить дополнительные меры поддержки, которые сегодня, может быть, у нас еще не действуют.
В рамках уже принятых программ развития отрасли мы должны поддержать финансовыми ресурсами внедрение современных агротехнологий, приобретение элитных семян, развитие племенного животноводства. Важно обеспечить проведение всех организационных мер по привлечению в отрасль средств федерального бюджета. Все заявки должны быть оформлены своевременно и должным образом. У нас пример есть – в этом году мы дополнительно, не за счет засухи, а за счет целенаправленной, точной, профессиональной работы, получили из средств федерального бюджета дополнительно 500 миллионов рублей к базовым назначениям, которые были предусмотрены на 2012 год.
Животноводство остается приоритетным направлением развития сельского хозяйства. И здесь, я думаю, что те решения, которые мы сегодня готовим, и которые будем обсуждать с аграриями на совете по вопросам развития АПК, должны принести эффект, способствовать более стабильной работе коллективных хозяйств, не зависящей от погодных условий, более высокой добавленной стоимости.
В 2013 году все наши меры государственной поддержки аграрному сектору в области сохраняются, будет введена дополнительная мера поддержки на производство товарного молока. Это задача, которую ставит федеральное правительство, и это будет одним из критериев в том числе предоставления федеральных ресурсов. Важно продолжить стимулирование покупок высокотехнологичных машин для растениеводства, кормопроизводства и оборудования для животноводства путем компенсации части затрат, процентов по кредитам, которые мы компенсируем вместе с федеральным центром. Обращаю внимание, что необходимо постоянно проводить оценку эффективности оказываемой хозяйствам помощи, и при необходимости корректировать действия, принимать дополнительные решения. Мы не должны порождать иждивенчества, а должны требовать эффективной организации процесса. Если не эффективно ведется хозяйство, то никакими вливаниями мы ситуацию не исправим и исправлять не будем. Мы должны об этом честно говорить.
Модернизация сельской инфраструктуры, строительство жилья, благоустройство сельских территорий, развитие кадрового потенциала наряду с поддержкой производств будут также оставаться важным направлением государственной политики по развитию села.
В 2013 году необходимо завершить процесс переговоров с инвестором и выйти на реализацию инвестиционного проекта «Биржа скота». Это позволит не только увеличить производство мяса КРС, но и создать новые условия для сельских жителей по ведению личного подсобного хозяйства, получить существенный доход в семейный бюджет. В ближайшее время, когда мы уже договоримся с инвестором, подробно расскажем о проекте, который, поверьте, будет касаться всей территории Новосибирской области, десятков тысяч людей, живущих в сельской местности.
О задачах экономического блока.
В этом году Правительство области определило основные направления модернизации экономики, на которых будут сконцентрированы усилия. В первую очередь, это развитие инновационных технологий и современных отраслей экономики, создание и развитие территориально-производственных кластеров, индустриальных и технологических парков.
В условиях вступления России в ВТО, и соответственно роста конкуренции, мы должны не только не потерять темпов развития, но и получить значительный положительный эффект от работы в таких условиях. Важно принять эффективные меры по недопущению отрицательного воздействия и минимизации негативных последствий от присоединения к ВТО.
В связи с этим прошу соответствующие органы власти совместно с Межрегиональной ассоциацией руководителей предприятий, Торгово-промышленной палатой и крупными предприятиями искать новые нестандартные решения для расширения производства на территории области, для поддержки производства и экспортеров.
Четверть валового регионального продукта формируют промышленные предприятия. В 2013 году необходимо сохранить все эффективно зарекомендовавшие себя меры государственной поддержки промышленных предприятий, а также внедрить новые, которые будут стимулировать промышленные предприятия к снижению энергоёмкости и повышению конкурентоспособности производимой ими продукции.
Основными проблемами промышленного сектора остаются:
- хроническое технологическое отставание, высокий уровень физически изношенных и морально устаревших основных производственных фондов;
- слабая восприимчивость реального сектора экономики к инновациям и недостаточная ориентация производственных предприятий на выпуск продукции с высокой добавленной стоимостью;
- недостаток квалифицированных кадров, как рабочих, так и инженерных.
В этой связи я прошу соответствующие министерства, отраслевые советы, руководителей предприятий вносить конкретные предложения. У нас есть примеры, и примеры положительные, когда тяжелые предприятия, с технологиями, не отвечающими сегодняшнему дню, в течение двух-трех лет модернизировались, осваивали новые виды продукции – очень конкурентоспособные, находили ресурсы. При этом согласованность действий и науки, и производства, и органов власти позволили им реализовать эти проекты. И областное правительство сегодня готово к такому диалогу. Давайте сформируем не то, что власть придет на предприятие – мы не можем туда приходить, а вы придете и скажете, что необходимо для модернизации сегодняшнего промышленного потенциала, который является основой экономики региона.
Теперь, уважаемые коллеги, что касается энергетики. В этом году Правительством области подписано соглашение с Минэнерго России о выделении региону 250 миллионов рублей на реализацию программы энергосбережения и повышение энергоэффективности. За счет реализации потенциала энергосбережения, в 2013 году должно быть обеспечено снижение энергоемкости ВРП к уровню 2009 года на 12 %. Мы с вами давно приняли решение, что мы не будем стимулировать повышение бюджетных назначений для бюджетных учреждений, которые не занимаются энергоэффективностью. Да, есть рост тарифов, только это. Все остальное – только за счет повышения энергоэффективности. И примеры есть – причем не на 3% снижения потребления энергоресурсов, как у нас заложено в программных документах, а выше – у тех, кто этим занимается. Такой опыт необходимо изучать и, безусловно, масштабировать.
Реконструкция, модернизация энергетического хозяйства, строительство объектов энергетики будет осуществляться через реализацию инвестиционных программ Региональных электрических сетей, СИБЭКО, Новосибирскгортеплоэнерго. Их программы, безусловно, должны быть очень взвешенными, поскольку напрямую влияют на тариф для конечного потребителя.
Прошу министерство промышленности, департамент по тарифам взять под особый контроль исполнение всех инвестиционных программ. Даже на рубль не выполненная инвестиционная или ремонтная программа должна приводить к изъятию этих средств из финансов компании, и ничего другого не будет.
Необходимо взять на себя организацию деятельности муниципальных образований области по выявлению, постановке на учёт и оформлению в собственность бесхозяйных объектов электрических сетей, скважин, тепловых сетей. И в дальнейшем обеспечить эксплуатацию этого имущественного комплекса специализированными предприятиями.
Министерству промышленности, департаменту по тарифам поручаю до 1 февраля 2013 года выработать план действий, обеспечивающий выполнение федерального законодательства в отношении электрических сетей высокого напряжения свыше 110 кВ и решение этой проблемы в 2013 году. Этой проблеме 20 лет, нет ни одного субъекта в Российской Федерации, коллеги, которые нарушали бы законодательство по высокому напряжению, кроме Новосибирской области. Собственники компании не намерены решать эту проблему, поэтому решать будем мы – вместе с федеральным правительством. Это очень серьезная задача, но 2013 год должен быть завершающим. Если мы эту проблему не решим в 2013 году, поверьте, нас ждут очень серьезные проблемы, поскольку за несколько десятилетий в сети высокого напряжения не вложено ни рубля. А это – энергобезопасность региона. Кроме того, если это будет сделано за нас, то может привести к очень резкому росту тарифов.
В 2012 году область сохранила лидирующие позиции в стране по числу действующих предприятий малого и среднего бизнеса. Этот сектор предпринимательской деятельности занимает серьезные позиции в экономике региона и получает финансовую и организационную поддержку. В этом году на развитие центров прототипирования, бизнес-инкубаторов, ориентированных на потребности малых и средних предприятий, реализацию муниципальных программ развития предпринимательства направлено 670 миллионов рублей, в том числе 480 миллионов рублей привлечено из федерального бюджета. Вот так нужно работать, вот так нужно привлекать целевые средства, которые есть в федеральном бюджете!
В 2013 году будет закончено оснащение центра прототипирования технопарка новосибирского Академгородка для предприятий приборостроительного кластера, начнет работу центр прототипирования в медицинском технопарке. Создание и развитие этих объектов инфраструктуры должно способствовать сокращению временных и денежных затрат предприятий, возникающих при создании новых продуктов и технологий и выводе их на рынок.
Уважаемые коллеги! Круг задач по созданию благоприятных условий для ведения бизнеса, в том числе малого и среднего, достаточно широк – это и меры по созданию доступной производственной и транспортной инфраструктуры, содействие в получении кредитных ресурсов, стимулирование производственной, в первую очередь инновационной деятельности. Эффективная поддержка малого бизнеса – одна из ключевых задач глав всех районов и городов.
Привлечение в область инвестиций и увеличение масштабов экономики по-прежнему считаю основным условием решения большинства наших социально-экономических задач.
Эффективность нашей экономической и инвестиционной политики подтверждают высокие оценки российских и международных рейтинговых агентств. По итогам этого года мы привлечём в экономику области порядка 170 миллиардов рублей инвестиций, для сравнения, еще в недалеком 2009 году объем инвестиций был в два раза меньше. На 2012 год мы с вами ставили задачу привлечь 150 миллиардов рублей инвестиций, и это перевыполнение свидетельствует о том, что у нас есть предпосылки и в будущем перевыполнить наши планы. Точно так же, как и в 2011 году, когда мы тоже перевыполнили поставленный нами план – получили не 125 миллиардов, а 142 миллиарда рублей инвестиций.
В этом году у нас велась активная работа по внедрению Стандарта деятельности органов власти по обеспечению благоприятного инвестиционного климата, разработанного Агентством стратегических инициатив. Уже на сегодня 70% плана мероприятий выполнено. Разработан Инвестиционный меморандум Новосибирской области, порядок проведения оценки регулирующего воздействия принятых и принимаемых нормативно-правовых актов, затрагивающих предпринимательскую деятельность, проект единого регламента сопровождения инвестиционных и предпринимательских проектов по принципу «одного окна».
Несмотря на серьезные успехи в этой сфере, нам еще много необходимо сделать. Крайне важно провести работу по совершенствованию и систематизации инвестиционного законодательства. У нас «накопилось» много локальных, отраслевых законов и постановлений. Для инвестора же необходимо стандартизированное, единое законодательство, понятное и удобное к применению. Прошу министерство экономического развития, Законодательное собрание взяться за решение этой проблемы, сформировать современное актуализированное инвестиционное законодательство и обеспечить его принятие в 2013 году.
Нам нужно запустить механизм государственно-частного партнерства. В этом году мы приняли закон, он должен стать мощным инструментом привлечения инвестиций. Требуется активизация взаимодействия с инвестиционными фондами, частными и государственными институтами развития для создания новых инфраструктурных объектов и производств.
Важнейшим инструментом инвестиционной политики области, обеспечивающим серьезные конкурентные преимущества, остаётся развитие индустриальных и технологических парковых проектов.
Самым крупным парковым проектом является Промышленно-логистический парк. На протяжении всего этого года велась активная работа как с существующими, так и с потенциальными резидентами парка, и сейчас, на разных стадиях реализации, находится 21 инвестиционный проект – только на этой территории. В следующем году в ПЛП, кроме строительства, должны начать свою работу новые предприятия, и бюджет должен начать получать доход с этой территории.
В 2013 году усилению конкурентных преимуществ Новосибирской области будет способствовать дальнейшее развитие инновационной системы. На территории региона создаются и уже действуют пять технопарков и несколько бизнес – инкубаторов. Системным интегратором инновационной деятельности в регионе выступает технопарк новосибирского Академгородка. Уже сегодня в технопарке работают более 200 компаний-резидентов.
В прошлом году мы приняли программу создания на территории наукограда Кольцово научно-технологического парка в сфере биотехнологий и уже проведено обустройство инженерными коммуникациями площадки. Первый резидент подготовил и запустил производство. Но необходимо, коллеги, увеличить динамику развития и биотехнопарка в Кольцово, и уже действующих технопарков. Мы не должны довольствоваться тем, что идем с опережением планов по федеральной целевой программе. Денег много не бывает, и деньги никогда лишними в бюджете не будут. Вот почему нужно увеличивать динамику реализации проектов, масштаб экономики.
В следующем году завершается срок действия Программы по повышению эффективности расходов областного бюджета, поэтому прошу проанализировать итоги этой работы и приступить к поиску новых подходов к бюджетной политике области.
Необходимо отметить важность нового инструмента бюджетного планирования – программный принцип формирования бюджета. Переход к «программному бюджету» в полном объёме следует осуществить к началу 2014 года. Ориентация бюджетного финансирования на результат, проведение оценки эффективности расходов бюджета, повышение прозрачности бюджетных расходов для населения будет обеспечиваться в рамках государственных программ.
Бюджетная политика должна быть построена на принципах ответственности и предсказуемости, на основе безусловного исполнения всех социальных обязательств и исключения необоснованного принятия новых расходных обязательств. Надо обеспечить последовательное сокращение дефицита бюджета и государственного долга, в том числе путем оптимизации расходных обязательств. По итогам 10 месяцев года госдолг в области сократился на 3 миллиарда 700 миллионов рублей. Необходимо сохранять положительную динамику, причем эта динамика сегодня достигнута за счет эффективного использования средств, в первую очередь. И долговая политика должна быть с выраженной инвестиционной направленностью, ориентирована не на текущее потребление, а на создание новых условий и в инфраструктуре, и в экономике.
В сфере межбюджетных отношений в последние годы существенно увеличилось количество трансфертов. Зачастую узкоцелевая направленность каждого трансферта существенно ограничивает оперативные возможности органов местного самоуправления по выбору направлений их расходования, что приводит к образованию и накоплению остатков неиспользованных трансфертов. Кроме того, у органов местного самоуправления сохраняется стремление технически «освоить» выделенные средства, нежели обеспечить их эффективное использование.
Исходя из этого, считаю необходимым проработать вопрос по уменьшению количества межбюджетных трансфертов, обеспечив соотношение «один главный распорядитель бюджетных средств – один межбюджетный трансферт» и одновременно ввести по всем целевым трансфертам показатели результативности и эффективности их использования. Это позволит органам местного самоуправления повысить эффективность использования средств. А полученную экономию средств, при безусловном выполнении целевых показателей, без длительных процедур согласования, внесения изменений в бюджет, направлять на решение многих проблем в рамках данного направления. Поручаю Минфину совместно с отраслевыми министерствами и органами местного самоуправления подготовить предложения к 1 апреля 2013 года, и применить эти подходы при формировании бюджета на 2014 и последующие годы.
Для эффективного оказания населению государственных и муниципальных услуг на территории области уже построены 7 Многофункциональных центров. В следующем году должны начать действие еще 3 новых МФЦ в Барабинском, Купинском и Мошковском районах. Но для повышения доступности государственных и муниципальных услуг в сельских районах области мы должны осуществить строительство во всех районах и ввести для малых населенных пунктов мобильные многофункциональные центры.
Необходимо выйти на завершающую стадию работ по оптимизации исполнения и стандартизации предоставления государственных и муниципальных услуг, по приведению оказания услуг различными учреждениями к единому формату.
Принципиально важно продолжить работу по снижению административных барьеров на всех уровнях, в том числе за счет использования современных информационных технологий в процессе взаимодействия общества и государства.
Большое внимание уделяю внедрению информационных технологий в работу органов власти. За последнее время, уважаемые коллеги, мы вместе сделали очень многое, и это утверждено в целевых программах. Выделен значительный объём финансовых ресурсов. Но это только платформа, которая, безусловно, необходима и важна, и без нее не обойтись. И вот теперь нам предстоит выйти на совершенно другой этап – на этап внедрения. С января 2013 года поручаю перейти на новый документооборот, позволяющий максимально сократить время прохождения и согласования документов. Департаменту информатизации – в декабре этого года подготовить регламент по работе, поддержанию, использованию единой информационно-аналитической системы как для органов власти, так и гражданского общества.
На протяжении пяти лет мы реализуем ряд программ по снижению смертности от внешних факторов, направляем на это более ста миллионов рублей в год. Результаты есть. Но они не могут нас удовлетворять: на пожарах погибают 250 человек, в ДТП 450, на водных объектах 100. Это каждый год, и это – отрицательный результат и 2012 года. И в основном это люди, конечно же, в расцвете сил, дети. Нам необходимо кардинально изменить ситуацию с 2013 года, используя все средства: пропагандистские, предупреждающие, пресекающие, самые жесткие, которые будут направлены на спасение жизни человека. Необходимо более широко привлекать к этой работе общественные организации и граждан. Весь комплекс мер должен дать существенный эффект в предстоящем году. В этой работе особую роль выполняют органы власти, органы местного самоуправления, ГУВД, ГУ МЧС по Новосибирской области, Минздрав. Мы должны обеспечить снижение в 2013 году минимум на 15% по каждому направлению. Это очень серьезные цифры, но поверьте, опыт работы по этим вопросам у меня есть. И я уверен, что если мы все за это возьмемся, мы это обеспечим. И здесь нельзя упустить ни одного дня, здесь необходимо работать уже с 1 января, да и в этом году прекращать нельзя.
Уважаемые коллеги, завершая свое выступление, хотел бы обратить ваше внимание еще на ряд моментов.
Важнейшей задачей считаю организацию аналитической работы во всех структурных подразделениях. Речь идет не о создании дополнительных отделов, увеличении штатов, а о включении этого пункта в должностные обязанности каждого специалиста. Сегодня нельзя работать как статисты, фиксируя даже не динамику, а статику процесса: сколько километров построили, столько тысяч квадратных метров ввели, сколько тонн произвели.
Готовясь к сегодняшнему выступлению, я посмотрел все ваши материалы, которые представлены органами исполнительной власти по итогам года. Вспомнились слова Уинстона Черчилля: «небывалая толщина этого отчета защищает его от опасности быть прочитанным». Но поверьте, достаточно внимательно посмотрел все материалы, изучил их и вижу, что не у всех, к сожалению, сегодня есть целостная картина. Картина не только в рамках своей отрасли, но и взаимоувязка с другими отраслями, с реальным сектором экономики. Сегодня нужно, несмотря на текучку, брать за ориентир все-таки стратегические направления. К сожалению, из-за такого несистемного подхода сталкиваемся с очень серьезными проблемами в нашей работе.
И есть примеры – детские сады. Почему ситуация приняла такой характер буквально в один год? Проблема что появилась в 2010 году? Нет. Она рождалась годами, если не десятилетиями, на протяжении 15-20 лет. И мы вынуждены были в конце 2010 года, вспомните, в авральном порядке принимать долгосрочную целевую программу, направлять колоссальный объем средств. И вы направляли, из муниципальных бюджетов, но львиная доля – из областных средств. И выходить на программные решения. В течение двух лет мы справляемся, но если бы вы более планомерно решали эту проблему ранее, то тогда, наверное, было бы значительно проще.
Другой пример. Ну что, разве неизвестно, что по Советскому району города Новосибирска не все нормально со здравоохранением? Традиционно сложилось, что там все было в ведении СО РАН – от дорог и тротуаров до жилого фонда и объектов социальной инфраструктуры. Да, это было известно. Но дотянули до того, что граждане, которые там живут, стали выходить на протестные действия. Сегодня я понимаю, что можно привести много примеров, но давайте лучше не будем их допускать.
Мы часто говорим о недостатке гражданской активной позиции наших жителей. Иногда ее нет, к сожалению, и у работников органов власти. И вот с этим нельзя дальше мириться. Мы сегодня должны создать условия, когда гражданин, обратившийся с той или иной проблемой, получит точное действие. И мы должны с вами разбираться – кто и что должен сделать, ни в коем случае, не гражданин, бегая от одного чиновника к другому. Мы сегодня должны создать условия, когда большинство проблем, с учетом того, что у нас большой объем информации, знаний и профессионализма – мы должны предугадать. В первую очередь проблем, касающихся большого количества людей.
И в заключении о важнейшем событии 2013 года. О том мероприятии, которое мы вместе с вами должны провести очень достойно. Этот год связан с именем и судьбой трижды Героя Советского Союза, маршала авиации, почетного жителя города Новосибирска Александра Ивановича Покрышкина. 2013 год в Новосибирской области пройдет как Год Покрышкина. Распоряжение об этом я уже подписал.
Это человек уникальной судьбы, сильного сибирского характера и мировой известности. Его жизнь, его человеческие качества, величайший патриотизм должны стать примером для современной молодежи. Нам следует организовать эти мероприятия так, чтобы нам не было за них стыдно, чтобы мы получили тот позитивный настрой и у молодежи, и у людей других возрастов. Это задача не только оргкомитета, но и всех жителей области. Поскольку патриотическое воспитание, формирование гражданского сознания, высоких нравственных чувств является важнейшим государственной делом. И от успеха этого дела будет зависеть и эффективность борьбы с коррупцией, и формирование институтов гражданского общества, и наши успехи в экономике. Патриотизм – это чувство ответственности каждого человека за дело, которому он служит. Согласитесь, во многом прекрасные проекты реформирования и модернизации пробуксовывают, потому что их делают равнодушные, а порой и нечестные люди. Поэтому патриотическое воспитание, укрепление духовно-нравственных ценностей есть наиважнейшая часть нашей с вами работы.
Мы все должны гордиться успехами наших земляков, реализованными проектами, видеть позитив. Мы должны анализировать негативные явления, давать оценку и предлагать решения тех вопросов, которые не дают нам идти вперед, а не заниматься неконструктивной критикой. Это не наш с вами удел. Мы с вами должны сформировать, воспитать у молодежи чувство гордости за страну, регион. Нам необходимо в молодёжной политике, в текущей работе использовать молодёжь, создавать ей хорошие позиции для продвижения позитивного развития области.
При этом прошу всех коллег использовать активность молодежи при решении тех задач, которые перед нами стоят, помогать молодым людям в реализации интересных инициатив, проектов. Не бойтесь доверять молодежи, принимая их на работу в органы власти!
Я уверен, что в новом 2013 году совместными усилиями мы все вместе, жители Новосибирской области сделаем наш регион лучше, комфортнее для жизни, привлекательным для бизнеса.
Я желаю всем нам удачи.
Благодарю за внимание!
Добавить комментарий