Год российской истории. Сибиряки под Ленинградом
«Опять война, опять блокада…
А, может, нам о них забыть?»
Действительно, прошло уже столько лет со дня полного ее снятия (27 января 1944 года). У поколения, не знавшего ужасов войны, родились и выросли дети, которые сейчас тоже уже стали папами и мамами. Время идет. И становится историей. Но забывать о тех событиях мы не имеем морального права
Мы, потомки тех защитников, должны знать свою историю, знать ее героев, своих земляков. Десятки наших земляков принимали участие в прорыве блокады города Ленинграда. О тех трудных, но героических событиях мы обязаны знать. А лучше всего истинная история постигается из рассказов участников войны.
Челялетдин Хадилов, вооруженный пулеметом, разил врага под Ленинградом, сбивал с них спесь метким свинцом. Летом 1942 года в аул Тебисс родным пришла весточка. Челялетдин сообщал, что воевать приходится в болотах, по пояс в воде, под непрерывным артобстрелом. «Но мы не сдаемся, — писал отважный боец, — ведь мы защищаем город Ленина». Вскоре после этого письма наш земляк погиб.
Александр Васильевич Галыго 11 января 1943 года получал погоны. Было это на Ленинградском фронте. А уже через два дня вместе со своими товарищами, совсем молодыми бойцами, участвовал в снятии блокады города Ленинграда в районе Шлиссельбурга.
А вот что рассказал наш земляк Григорий Павлович Нюркин, награжденный медалью Ушакова. «Я служил на Балтийском фронте. Довелось пережить всю Ленинградскую блокаду. Такого мужества, такой стойкости, как у голодных ленинградцев, мир еще не знал. В городе не было воды, света, топлива. А заводы работали. Люди, стоящие у станков, походили на скелеты, обтянутые кожей. Мы, моряки, видевшие все это, рвались в бой. Картина непокоренного города вызывала гордость за ленинградцев и ненависть к врагу».
Василий Кузьмич Лисенков вспоминал, как их отправили защищать Ленинград. «Везли в эшелонах с ранеными. Был дан приказ в случае нападения немцев с воздуха, выпрыгивать из эшелона и бежать в лес. Когда попали под обстрел, пришлось оставить вагоны и до Ленинграда добираться пешком. Стояли суровые морозы, солдаты шли в шинелях, ботинках, а на голове тонкая пилотка. Спали в снегу по 15 минут».
Фронтовая биография Егора Васильевича Никитина оказалась сравнительно короткой, с июля 1942 года по июль 1944. Но уже тот факт, что ему довелось участвовать в прорыве ленинградской блокады, говорит о многом. Было все – тяжелое ранение, контузия, долгие месяцы на госпитальной койке и, наконец, демобилизация по состоянию здоровья.
На Ленинградском фронте прошел крещение огнем и свинцом Георгий Андреевич Громыко. Тогда вся страна жила в тревоге за этот город и наши бойцы предпринимали героические усилия, чтобы разорвать фашистскую блокаду.
Степан Алексеевич Корин на фронте был связистом. Держал связь с командным составом дивизии, занимался восстановлением линии под огнем врага. В декабре 1942 года после ранения был направлен на Ленинградский фронт. Дивизия, в которой воевал С. А. Корин, вела наступление со станции Мга и после прорыва блокады стала называться Мганской. Степан Алексеевич был контужен, поправился и снова в бой за полное освобождение северной столицы. И снова получил тяжелое ранение, рядом разорвалась мина. Как остался жив – не помнит, сколько времени пролежал – сообразить не мог. Очнулся, встал: голова свинцовая, всего трясет, будто в лихорадке, в глазах темень, в плече боль, ягодица разорвана, ноги не слушаются. Это осколки свой норов проявили, и боль во всем теле такая, словно суток двое били. Оглушило, ничего не понимает. Боится лечь, а вдруг больше не встанет. Стоит и качается, будто береза на ветру. Огляделся – кругом груды железа, неподвижные тела. Страшно и тошно на сердце.
Санитары отправили в ленинградский госпиталь, затем увезли в город Киров. После госпиталя комиссовали. А осколки, полученные в том бою еще долго давали о себе знать.
Думается, не лишним будет дословно приведенный рассказ участника тех героических и трагических событий Федора Кузьмича Клименко. «В середине 1942 года я участвовал в боях на Волховском фронте, а в ноябре из вологодского госпиталя по Ладожскому озеру был переправлен в город на Неве.
В последних числах декабря 1942 года наши войска начали скрыто подтягиваться к Неве. 12 января 1943 года утром наша артиллерия обрушила шквальный огонь на левый берег Невы. Через несколько минут ударили гвардейские минометы («катюши»), поднялись в воздух самолеты. Затем взвились красные ракеты и по льду пошли наши штурмовые группы.
18 января после ожесточенных боев советские войска соединились. Немецкая оборона была прорвана на расстоянии 8 – 9 километров. Город после тяжелой 16-месячной блокады вновь обрел связь со страной по суше. На освобожденном участке вдоль побережья Ладожского озера за 18 дней была проложена железная дорога протяженностью 33 километра. Утром 7 февраля 1943 года в Ленинград прибыл первый поезд с Большой земли».
…Годы неумолимо берут свое. Но сколько бы лет ни прошло, 900 дней героической обороны Ленинграда – навсегда сохранятся в памяти народов, как величайший образец мужества и героизма.
Т. Кяреск,
методист Чановского
краеведческого музея.
Добавить комментарий