В борьбе за экологию не потерять АПК
Комитет Законодательного собрания Новосибирской области по аграрной политике, природным ресурсам и земельным отношениям обеспокоен перспективами развития животноводства в регионе.
Серьёзные перемены в аграрной сфере связаны с вступлением в действие федерального закона «О побочных продуктах животноводства и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». С 1 марта 2023 года по 1 марта 2029 законом вводится запрет на внесение необработанных, не переработанных побочных продуктов животноводства в почву.
На первом в новом парламентском сезоне заседании комитета Заксобрания по аграрной политике, природным ресурсам и земельным отношениям Министр сельского хозяйства Новосибирской области Евгений Лещенко сообщил, что региональный Минсельхоз совместно с администрациями муниципальных районов оценил потребности сельскохозяйственных товаропроизводителей в специализированных площадках – навозохранилищах.
По словам министра, в целом по Новосибирской области необходимо построить 727 бетонных специализированных площадок — навозохранилищ общей площадью 698 тыс. м2, для чего промышленности Новосибирской области потребуется произвести 907,8 тыс. м3 бетона. При том, что общее производство бетона в год по всем отраслям экономики региона составляет 676 тыс. м3. То есть существующие мощности промышленности Новосибирской области позволят выполнить требуемый объём строительства навозохранилищ не ранее, чем за пять лет. Общие затраты сельскохозяйственных товаропроизводителей только на приобретение бетона, необходимого для строительства, составят 4,5 млрд. рублей.
Хозяйствам предстоят огромные затраты. Стоимость одного навозохранилища для сельскохозяйственного предприятия с поголовьем коров в 500 голов оценивается в размере 50,0 млн. рублей. Стоимость всех требуемых навозохранилищ (727) составит 14,0 млрд. рублей.
Как отметил министр, строительство специализированных бетонных площадок без государственной поддержки станет тяжелейшей финансовой нагрузкой для сельскохозяйственных товаропроизводителей. А это 343 сельскохозяйственных предприятия, КФХ и ИП, занимающихся разведением крупного скота молочного и мясного направления с общим поголовьем 37,0 тыс. коров, перед многими из которых возникнет угроза прекращения производственной деятельности.
Пути решения проблемы сегодня ищут во всех регионах. В частности, правительство Красноярского края выдаёт гранты сельхозпредприятиям на создание площадок по хранению и переработки побочных продуктов животноводства (в размере 50% от стоимости проекта).
«Не знаю, как на поголовье в 11 тысяч голов КРС можно настроить достаточно площадок, при том, что в сутки каждая корова съедает 60 килограммов кормов, – выразил недоумение депутат, глава «Племзавода «Ирмень» Олег Бугаков. – Хочу напомнить, что в былые времена директора совхоза лишали партбилета только за то, что он органику не вывез в поле».
Зампред комитета Роман Яковлев высказал мнение, что в итоге меры по борьбе с побочными продуктами разорят мелкий и средний бизнес.
«Требования законодательства обязательны к исполнению, независимо от того, согласны мы с ними или нет, – подчеркнул председатель комитета Денис Субботин. – Нам могут не нравиться предложения Минсельхоза, но мы обязаны попробовать облегчить ситуация для сельхозтоваропроизводителей. Предлагаю взять тайм-аут на один месяц, внимательно ознакомиться с опытом Красноярского края. Одновременно обратиться в профильный комитет Государственной Думы с просьбой донести до Минсельхоза РФ позицию новосибирских аграриев, что требования по переработке побочных продуктов животноводства, как минимум, очень несвоевременны».
В ходе заседания комитета депутаты-аграрии также предложили предпринять экстренные меры, чтобы обезопасить от затопления водами Новосибирского водохранилища самые проблемные участки села Красный Яр в Ордынском районе.
За состоянием береговой линии водохранилища аграрный комитет следит с июня 2016 года. Тогда, в ходе выездного заседания, депутаты на месте убедились, что водохранилище «наступает» на село. В мае 2018 года комитет ещё раз подчеркнул необходимость ускорить работы по берегоукреплению. На тот момент в Красном Яре, насчитывающем порядка 1600 жителей, расстояние от уреза воды до зданий и инженерных сооружений составляло всего 10-20 метров при скорости разрушения берега до 2,2 м в год.
Разработанный ещё в 2017 году проект укрепления берегов водохранилища сметной стоимостью более 200 млн. рублей так и остался не реализован. В условиях усугубления ситуации в Красном Яре в марте текущего года комитет предложил областному Правительству радикальное решение – выкупить затопляемые участки за счёт областного бюджета.
«Острая ситуация в отношении двух домовладений. Критически вода подходит уже к тридцати домовладениям, – констатировал на заседании комитета глава Ордынского района Олег Орел. – Мы теряем территорию, инженерные сети частично уже под водой. Осадки идут обильные, съедание берега в этом году даже не можем прогнозировать – два, три, десять метров». Руководитель района предложил начинать реализовывать разработанный и прошедший экспертизу проект хотя бы частично. В первую очередь – на двух наиболее проблемных участках.
«Критические участки надо делать из областного бюджета», – поддержал зампред комитета Роман Яковлев, напомнив: «Когда изначально прорабатывали тему, Красный Яр должен был стать пилотным проектом. Участков, где происходит разрушение берегов, в области сотни!»
Депутаты приняли решение обратиться к Губернатору региона для выделения из резервного фонда 10 млн. рублей на первоочередные берегоукрепительные работы в селе. Парламентарии поручили руководству Минприроды совместно с руководством Ордынского района и главой Минсельхоза Евгением Лещенко, курирующим заместителем председателя Правительства, определить подрядчика, который профессионально построит объект.