Порядок обжалования действий (бездействия) медицинских организаций
Если вы столкнулись с нарушениями в части оказания медицинских услуг вам стоит помнить, что за услуги, представленные по полису ОМС (обязательное медицинское страхование), вы вправе получить компенсацию.
Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» даёт гражданину право на получение компенсации за некачественно оказанные медицинские услуги, причинившие вред здоровью или жизни, а также закрепляет тот факт, что оказанный вред может быть, как материальный, так и моральный.
Имущественный ущерб принято делить на две категории:
- возмещение убытков или недополученной прибыли по причине временной потери нетрудоспособности;
- компенсация обоснованного дополнительного лечения (при невозможности получить его на бесплатной основе), реабилитация (восстановление), приобретение медикаментов и специальных средств.
Компенсацию морального вреда также можно взыскать. Размер компенсации морального вреда заявляется произвольно, но помните, судебные органы вправе снижать сумму до определённого предела, соизмеримого причинённому ущербу.
При этом, к отношениям, связанным с оказанием платных медицинских услуг, применяются положения Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей».
Обязательный досудебный этап:
Претензия является первым досудебным этапом по взысканию материального и морального вреда. Грамотно подготовленная претензия, включающая в себя документы, подтверждающие наступление вреда, анализы, заключения специалистов из других медицинских организаций, и правильно сформулированные требования направляются в адрес медицинской организации, которая некачественно или не в полном объёме оказала медицинские услуги.
Жалоба может быть подана гражданином как в письменной форме на бумажном носителе, так и в электронной форме.
Сроки рассмотрения претензии:
Срок регистрации письменных обращений в медицинскую организацию с момента поступления – до трёх дней.
Общий срок рассмотрения письменных обращений граждан – 30 дней со дня регистрации письменного обращения.
В случаях, требующих проведения соответствующих проверок, изучения и истребования дополнительных материалов, принятия других мер, сроки рассмотрения могут быть в порядке исключения продлены руководителем (заместителем руководителя) медицинской организации не более чем на 30 дней.
При этом автору письменно сообщается о принятых мерах и о продлении срока рассмотрения обращения.
После получения ответа на претензию возникает право на рассмотрение данного вопроса в судебном порядке.
Вред, причинённый жизни или здоровью граждан при оказании им медицинской помощи, а также моральный вред может быть возмещён в судебном порядке в соответствии с требованиями ст. ст. 151, 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Исковое заявление подаётся в суд в письменной форме по месту нахождения медицинской организации. Истец освобождается от уплаты государственной пошлины.
В исковом заявлении истец указывает:
- наименование суда, в который подаётся заявление;
- сведения об истце: фамилия, имя, отчество (последнее при наличии), место жительства, а также по желанию — контактный телефон и адрес электронной почты (если иск подаётся представителем, указываются также аналогичные сведения о представителе);
- сведения об ответчике: наименование и адрес медицинской организации;
- информацию о том, в чём заключается нарушение прав на получение качественной и своевременной медицинской помощи, обстоятельства, на которых основаны свои требования, и доказательства, подтверждающие эти обстоятельства;
- требование о взыскании нескольких видов компенсации (за причинённый имущественный вред и моральный вред);
- сведения о предпринятых стороной (сторонами) действиях, направленных на примирение, если такие действия предпринимались (сведения о том, когда, как и на какой адрес направлялась претензия);
- перечень прилагаемых к заявлению документов.
Исковое заявление должно быть подписано и поставлена дата на момент подачи заявления. Исковое заявление может подписать представитель заявителя, если полномочия на подписание заявления и подачу его в суд указаны в доверенности.
Исковое заявление также можно подать в электронном виде на официальном сайте суда при наличии технической возможности.
К исковому заявлению необходимо приложить:
- документы, подтверждающие обстоятельства, на которых гражданин основывает своё требование;
- доверенность или иной документ, удостоверяющий полномочия представителя (при наличии представителя);
- уведомление о вручении или иные документы, подтверждающие направление ответчику копий искового заявления и приложенных к нему документов в случае их отсутствия у ответчика;
- документы, подтверждающие совершение стороной (сторонами) действий, направленных на примирение, если такие действия предпринимались и соответствующие документы имеются (чек с почты, подтверждающий направление претензии в медицинскую организацию или же копию претензии с печатью о получении).
В случае несогласия с вынесенным судебным решением истец вправе обжаловать его в суд вышестоящей инстанциив апелляционном, кассационном порядке, предусмотренном главами 39, 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Кроме того, в случае оказания медицинской помощи ненадлежащего качества граждане вправе обратиться в:
- министерство здравоохранения Новосибирской области: адрес: г. Новосибирск, ул. Красный проспект, д. 18; телефон:+7 (383) 238-63-68, +7 (388) 238-66-40, +7 (383) 238-63-63; официальный сайт: https://www.https://zdrav.nso.ru;
- Территориальный фонд обязательного медицинского страхования субъекта Российской Федерации: адрес: г. Новосибирск, ул. Красный проспект, д. 42а; телефон: +7 (383) 354-91-50,+7 (383) 218-42-65,+7 (383) 217-30-48; официальный сайт: https://www.novofoms.ru;
- Территориальное отделение Росздравнадзора по Новосибирской области: адрес: г. Новосибирск, Красный проспект, д. 11; телефон:+7 (383) 223-23-15; официальный сайт:www.54reg.roszdravnadzor.gov.ru.
Уполномоченный по правам человека информирует