Знай свои права
ПЛАСТИКОВОЕ ОКНО СЛОМАЛОСЬ
«У меня сломалось пластиковое окно. Проблема в том, что оно открывается одновременно на обычное открытие и на проветривание. Скажите, какой срок гарантии даётся на пластиковые окна? Если я обращусь в компанию, которая устанавливала окна, я могу рассчитывать на бесплатный ремонт?»
- По ст. 5 Закона РФ «О защите прав потребителей», гарантийный срок на работу (услугу) устанавливается исполнителем по своему усмотрению.
Потребитель вправе предъявлять требования, связанные с недостатками выполненной работы (оказанной услуги), в том числе об безвозмездном устранении недостатков, если они обнаружены в течение гарантийного срока, а при его отсутствии в разумный срок, в пределах двух лет со дня принятия выполненной работы (оказанной услуги), (п. 3 ст. 29 Закона РФ «О защите прав потребителей»).
СИТУАЦИЯ С ПОПУГАЕМ
«В зоомагазине купила попугая, через неделю он захворал и умер. Полагаю, что мне продали больную птицу. Можно ли вернуть деньги и нужно ли для этого заранее подготовить какие-либо документы?».
- В силу п. 80 Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 года, при приобретении животного по договору купли-продажи продавец обязан передать покупателю ветеринарное свидетельство (справка), удостоверяющее, что животное здорово. В случае отсутствия такого документа, потребитель, предъявляя требование о возврате уплаченной за попугая денежной суммы, вправе ссылаться на п. 2 ст. 12, п. 1 ст. 18 Закона РФ «О защите прав потребителей», приложив к нему доказательства в обоснование своих доводов (экспертное заключение о продаже нездоровой птицы).
ВЫМАТЫВАЮЩИЙ СКРИП…
«Что делать, если новый диван начал безудержно скрипеть, а гарантийный срок уже истёк?»
- По истечении гарантийного срока на товар, бремя обеспечения доказательств о наличии в товаре недостатка (порождающего скрип дивана), возникшего до момента передачи товара потребителю, лежит на потребителе. Потребитель вправе обратиться к продавцу с одним из требований в отношении недостатков товара, установленных ст. 18 Закона РФ «О защите прав потребителей» (в том числе о замене товара), приложив в копии экспертизу товара, подтверждающей его недостаток.
АВТОПОКРАСКА БЕЗ ЧЕКА И ДОКУМЕНТОВ
«Моя проблема состоит в том, что я покрасил машину в автосервисе. Я уже давно обслуживаюсь в этом сервисе, качество работы меня устраивает, поэтому никакие документы с ними не подписывал, чек за работу не брал. Но покраска оказалась не очень хорошей, я обратился к работникам, чтобы они исправили все недостатки, но они отказались. Могу ли я добиться, чтобы мне исправили покраску?»
- Право потребителя на предъявление требований в отношений недостатков оказанной услуги (выполненной работы), предусмотренных п. 1 ст. 29 Закона РФ «О защите прав потребителей» (в том числе о безвозмездном устранении недостатков или повторном выполнении работы), установлено вне зависимости от того, заключён договор в устной или письменной форме. В случае, если исполнитель не согласен с доводами потребителя, обязательство по удовлетворению требований потребителя может быть вынесено только судом в рамках соответствующего судебного разбирательства на основе доказательств, представленных обеими сторонами.
САЗАН ПОТЯНЕТ НА СУД
«Приобрели сазана в магазине, а приехав домой обнаружили, что он испорчен, хотя срок годности ещё не истёк. Чека нет, что делать в данной ситуации?»
- Право потребителя, в связи с продажей товара ненадлежащего качества, установлено ст. 18 Закона РФ «О защите прав потребителей» (далее — Закон), согласно которой, потребитель вправе предъявить продавцу одно из требований, предусмотренных п. 1 настоящей статьи, в том числе об отказе от исполнения договора и возврате уплаченной за товар денежной суммы. По смыслу п. 4 ст. 5 Закона, срок годности пищевого продукта — период, по истечении которого он считается непригодным для использования по назначению. Однако пищевой продукт может быть непригодным для употребления (в испорченном виде — с посторонним запахом, не свойственным цветом и др.), если в течение установленного на него срока годности были нарушены обязательные требования, предъявляемые к условиям хранения, указываемым в маркировке товара. Следует иметь в виду, что пищевая продукция подлежит исследованию (осуществляемому органом государственного надзора исключительно в рамках контрольно — надзорных мероприятий в установленном законом порядке) именно той партии, которая находится в продаже у продавца, а не у потребителя. В этой связи, спор в отношении вины продавца, передачи им покупателю пищевого продукта в испорченном виде разрешается в рамках судебного разбирательства.
По материалам управления Роспотребнадзора.