«Да разве об этом расскажешь…»
Скромная жительница села Покровка Мария Ивановна Ерина в октябре отметила свой 90-й день рождения. Каким же был жизненный путь этой женщины?
Беседуя с Марией Ивановной, слушая её подчас невесёлый рассказ, удивляюсь до изумления: «Где же силы вы брали, чтобы всё это вынести?». Я бы учредила медаль «За жизненную стойкость» и награждала всех, кто справился с бедой, будучи детьми. Именно это качество помогло детям сурового довоенного и военного времени справиться с лишениями, научиться работать, выживать, самоутверждаться. Поэтому Мария Ивановна очень сдержанна и немногословна в разговоре, часто её ответы дополняла дочь Валентина, не раз слышавшая историю жизни своей мамы.
Мария Ивановна, Маруся, была третьим ребёнком в семье Ивана Михайловича и Анисьи Васильевны Фёдоровых. Старшие дети Михаил и Катерина учились в местной школе. А самой младшей была Аннушка, так по-прежнему ласково называет её Мария Ивановна. В 1937 году Катя с отличием окончила 4 класса, а Маруся так мечтала в следующем году пойти в 1 класс, сесть, как сестра, за школьную парту. Но беда пришла в дом. Той страшной осенью мама ожидала пятого ребёнка. Роды начались по дороге в райцентр. В п. Озеро-Карачи, где Анисья Васильевна разрешилась, но остаться до утра, как её упрашивала хозяйка «заезжего» дома, отказалась. Пока добрались до роддома, простудилась вместе с младенцем – не удалось спасти ни роженицу, ни малыша. Осиротела семья. Плохо помнит, как отец и старший Михаил справлялись с младшими. Помнит, что очень голодно было, одеть нечего. С мечтой о школе пришлось распрощаться всем. Михаил помогал отцу кормить семью, а Катя домовничала и обихаживала, как могла, младших сестрёнок. В ноябре 1940 года старшего брата Михаила призвали в армию. Вскоре началась война. Отца не взяли на фронт. Было так тяжело, что младшенькая Аннушка даже «по миру ходила», хотя ей старшая Катя запрещала это делать. Голод не тётка. Аннушка тайком бегала на Богдановку — улицу, которая образовалась в предвоенные годы. Её жители жили крепко, в достатке. Аннушка часто приходила с хлебушком. Так и перебивались. Из родных в селе был брат отца Авдоха с женой Аграфеной и детьми. Поддерживали, чем могли. Всем тогда было трудно. Спасал лес. За лето на зиму заготавливали, что было можно: грибы, ягоды, травы, коренья. Снова горе постучалось в двери: в 1942 году заболел и умер отец. Марусе пришлось пойти работать подменной дояркой на животноводческую ферму. Шустрая и проворная оказалась в работе, так что в конце войны Марусе, тринадцатилетней девчушке, доверили целую группу коров. Мария Ивановна вспоминает случай того периода. Как-то на ферму заглянул с проверкой председатель колхоза Тимофей Иванович Зуев и застыл от изумления. Содержание одной группы коров превзошло все ожидания: полы выскоблены ножом, коровы вымыты. «А где же доярка?» — воскликнул Тимофей Иванович. И тут вышла босоногая маленькая девочка-подросток. Не сдержал слёз председатель и, молча, удалился, а наутро принёс валенки и подарил их юной старательной доярке.
Закончилась война. Брат Михаил вернулся живым в село. Стало полегче: мужские руки появились в доме. Об учёбе и не мечтали. Старшая Катя научила Марусю читать, а Аннушка так и не выучилась этому. Детство и отрочество прошли в заботах и труде. Марии уже 25 лет, за плечами почти 15 лет трудового стажа. Нашёлся жених – Ваня Ерин. Поженились, вскоре родилась дочка Валечка. А следом и сынок Витенька появился. Дети устроили свою жизнь в городе Новосибирске. Валентина работает в торговле, Витя всегда тяготел к технике. Создали свои семьи. Родились дети, а там и внуки пошли. Радоваться бы по-стариковски. Но в 2005 году тяжёлая болезнь оборвала жизнь Ивана Фёдоровича. А нынешней весной трагически погиб сын Виктор. Это горе сильно подкосило здоровье Марии Ивановны. Сейчас она находится на попечении родной дочери Валентины, которая давно уже на пенсии. Навещают внуки. Их у неё трое. Мария Ивановна – и бабушка, и прабабушка, и даже прапрабабушка.
Вся жизнь женщины прошла в труде по дому и в колхозе. Труд и лишения детства, а также потрясения пошатнули её здоровье. А дожила она до этих лет, по её словам, благодаря грамотному и заботливому врачеванию заведующей Старокарачинской больницей Валентины Ивановны Аксёновой. «Я бы давно уже умерла, если бы не Валентина Ивановна. Она меня спасла. Так я болела», — в сердцах произнесла Мария Ивановна. Поэтому наша юбиляр пожелала всем здоровья. Мария Ивановна поблагодарила всех, кто о ней не забыл. На груди её красовалась памятная медаль «Новосибирск — город трудовой доблести». А что скрывается за этим словосочетанием «трудовая доблесть», можно понять и прочувствовать, послушав невесёлую историю жизни Марии Ивановны Ериной.
С. Шелухина,
библиотекарь, с. Покровка.