Знай свои права
В ПЛАТНОЙ КЛИНИКЕ ЦЕНА «ПОПЛЫЛА»
«Пришла в платную стоматологическую клинику. Но при заключении договора мне сказали, что его стоимость не окончательная и может в дальнейшем поменяться. Это законно?»
- Согласно п.п. 16, 17 Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг, утверждённых постановлением Правительства РФ от 04.10.2012 № 1006 (далее — Правила), договор об оказании платных медицинских услуг заключается между потребителем (заказчиком) и исполнителем в письменной форме, который в том числе должен содержать стоимость платных медицинских услуг, сроки и порядок их оплаты. В случае если при предоставлении платных медицинских услуг требуется предоставление на возмездной основе дополнительных медицинских услуг, не предусмотренных договором, исполнитель обязан предупредить об этом потребителя (заказчика). Без согласия потребителя (заказчика) исполнитель не вправе предоставлять дополнительные медицинские услуги на возмездной основе (п. 2 Правил). Таким образом, исполнитель обязан оказать услугу по цене, предусмотренной договором.
РАЗОРИЛСЯ НА УЗИ
«Потребовалась консультация платного узкого специалиста. Для этого ему необходимо было предоставить УЗИ-диагностику, которую мне за 2500 рублей сделали в моей поликлинике, так как по полису такая процедура не предусмотрена. На приёме доктор усомнился в её достоверности, и сам провёл мне исследование, затем раскритиковал районных специалистов. Пришлось за исследование платить дважды, что пробило брешь в моей пенсии. Могу я потребовать от поликлиники возврата денег за УЗИ?»
- По смыслу п. 20 Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг, утверждённых постановлением Правительства РФ от 04.10.2012 № 1006, исполнитель не вправе без согласия потребителя предоставлять медицинские услуги на возмездной основе. В этой связи, требование об оплате повторного обследования, проведённого врачом по своей инициативе неправомерно. Факт первоначально проведённого обследования, результаты которого недостоверны (что указывает о медицинской услуги ненадлежащего качества) подтверждается экспертизой, осуществляемой аккредитованными для этих целей организациями. При несогласии с экспертным заключением, потребитель вправе его оспорить в судебном порядке. Услуга, оказанная с существенным недостатком является основанием для предъявления исполнителю требования о возврате уплаченной за неё денежной суммы (п. 1 ст. 29 Закона РФ «О защите прав потребителей»).
ЕДА ПОПАЛА НА ВИДЕО
«Заказал еду в кафе с доставкой на дом. Открыв пластиковую тару, обнаружил в блюде посторонний предмет. Сразу сфотографировал, снял видео. Что можно сделать, если в кафе отказываются вернуть деньги?»
- Право потребителя на предъявления требования о возврате денежной суммы, уплаченной за продукцию общественного питания ненадлежащего качества, установленное ст. 29 Закона РФ «О защите прав потребителей», подлежит удовлетворению в течение 10 дней со дня его предъявлению исполнителю. При неудовлетворении указанного требования в добровольном порядке потребитель вправе обратиться в суд с исковыми требованиями о расторжении договора, уплате неустойки в размере 3% цены услуги за каждый день просрочки, возмещении убытков, компенсации морального вреда. Иски о защите прав потребителей могут быть предъявлены по выбору истца по месту: нахождения ответчика; жительства или пребывания истца; заключения или исполнения договора. При этом, потребители освобождаются от уплаты государственной пошлины по делам, связанным с нарушением их прав (ст. 17 Закона РФ «О защите прав потребителей»).
НАНЁС УЩЕРБ НА СВАДЬБЕ
«Для свадебной фотосессии я заказала частного фотографа найденного в Интернете. Увиденные фотографии меня абсолютно не устроили. Вернуть деньги исполнитель заказа отказался. Можно ли истребовать их через суд, а также потребовать компенсации морального вреда?»
- Право потребителя на обращение в суд установлено ст. 11 ГК РФ, ст. 17 Закона РФ «О защите прав потребителей» (далее — Закон), при этом суд, в соответствии с положениями Гражданского процессуального кодекса РФ (далее — ГПК РФ) принимает во внимание доказательства, на которые ссылается каждая сторона в обоснование своих доводов. Сведения, являющиеся доказательствами по делу (в частности, о несоответствии фотографий условиям договора) могут быть получены из объяснений сторон и третьих лиц, показаний свидетелей, письменных и вещественных доказательств, аудио- и видеозаписей, экспертизы (ст. 55 ГПК РФ). При подтверждении факта нарушенного права, размер компенсации морального вреда (заявленной потребителем среди прочих исковых требований) не зависит от размера возмещения имущественного вреда, определяется судом в зависимости от характера причиненных страданий, степени вины причинителя вреда, с учетом требований разумности и справедливости (ст. 15 Закона, ст. 1101 ГК РФ).
По материалам управления Роспотребнадзора.