«Чистая вода» ценой в 18 миллиардов рублей
Необходимо создать специальную программу по обеспечению питьевой водой сельских поселений области, убеждены депутаты комитета Законодательного собрания по строительству, жилищно-коммунальному комплексу и тарифам.
Решение проблемы обеспечения жителей региона качественной питьевой водой традиционно вызывает бурное обсуждение в региональном парламенте. Прежде всего, из-за ограниченного выделения бюджетных средств, которые обычно составляют порядка 200 млн. рублей. На этот раз поводом к обсуждению стал отчёт министра жилищно-коммунального хозяйства и энергетики региона Дениса Архипова об итогах реализации в 2020 году государственной программы «Жилищно-коммунальное хозяйство Новосибирской области».
Как доложил депутатам министр, «ситуация неплохая, в первую очередь это связано с тем, что наш регион вошёл в федеральный проект «Чистая вода». У нас значительное увеличение финансирования. Но ресурсы федерального бюджета идут на города и крупные районные центры».
Основная же проблема касается сельских территорий. Отвечая на запрос первого заместителя Председателя Законодательного собрания Андрея Панфёрова о состоянии подземных водозаборов области, министр сообщил: из существующих 2,5 тысяч водозаборных скважин более половины построены в 70-х-90-х годах прошлого века, они выработали свой технический ресурс и дальнейшей эксплуатации не подлежат.
«На сегодняшний день наблюдается массовый выход из строя водозаборных сооружений, — констатировал Денис Архипов. — Чтобы обеспечить планомерное функционирование этой системы, необходимо ежегодно вводить достаточно большое количество новых скважин. Срок эксплуатации скважины в среднем 25 лет. Если в прежние годы в плановом режиме бурилось ежегодно 20 и более скважин, то в последние годы работы идут в основном в рамках устранения чрезвычайных ситуаций. Средства выделяются из резервного фонда Правительства НСО. Чтобы взять ситуацию под контроль, нужно ежегодно бурить до 100 скважин, а потом можно будет снизить число до 30-ти в год. Стоимость одной скважины колеблется от 10 до 30-40 млн. рублей», — уточнил министр.
По оценке министерства, бурение в регионе необходимого числа новых водозаборов с системами очистки питьевой воды будет стоить 18 млрд. рублей. Не считая решения проблемы ветхих водопроводов, большинство из которых также проложены во времена СССР.
Первый вице-спикер Андрей Панфёров сразу перешёл к конкретике. «Сколько в области организаций, которые могут осуществлять бурение по требованиям, диктуемым техдокументацией? Или их осталось две-три, которые не вывезут этот воз, о котором мы говорим». Министр подтвердил: «Круг подрядчиков ограничен. Порядка 3-4 организаций, у которых есть техника и персонал. Но в регион заходят и организации из Омской области, у которых есть опыт бурения глубоководных скважин. Решение проблем видим через формирование существенного заказа».
«За счёт чего? Где взять такие суммы – 18 миллиардов рублей?» — волнующий всех вопрос задал депутат Дмитрий Козловский.
Естественно, одномоментно такое не может произойти, объяснил министр. Тем не менее, подвижки есть. В частности, с увеличением федерального финансирования регионального проекта «Чистая вода». Его реализация к 2024 году должна обеспечить порядка 92% населения региона чистой водой. Как заметил Денис Архипов, для государственно-частного партнерства проекты водоснабжения представляют большую сложность, чем другие проекты в коммунальной сфере и энергетике. Кроме того, предельный индекс роста тарифов не позволяет включать в них значительные инвестиционные затраты. «Поэтому в ближайшее время реализация проектов водоснабжения будет осуществляться через бюджетную поддержку. Хотя предложения есть, в частности от РОСНАНО», — добавил министр.
«Обеспечение сельских населённых пунктов области качественной питьевой водой, бурение необходимого числа водозаборных скважин – стратегическая задача для Новосибирской области, — заявил первый вице-спикер Андрей Панфёров. — Я вчера был в Чановском районе и скажу, что на первое место, опередив проблему дорог, вышла вода. Люди сидят без воды! Это ошибочное решение федерального центра в первую очередь финансировать объекты в городах и районных центрах. Там ситуация лучше, значительная часть водопроводов всё-таки соответствует санитарным правилам и нормам. А в мелких муниципальных образованиях скважины, которые были пробурены при СССР, они уже не работают. Вода не соответствует показателям. Люди детей не могут помыть, выполнить элементарные гигиенические процедуры. И это в 21-м веке! Стыдно в глаза людям смотреть. Воду получают с «колёс». И так небольшие деньги муниципальных бюджетов тратятся на доставку воды в поселения».
Андрей Панфёров предложил свой вариант решения проблемы. «При формировании бюджета на 2022 год прошу комитет выступить с инициативой о принятии новой программы по ремонту и бурению новых скважин в Новосибирской области. Пусть за 3 года, за 5 лет – нужно решить эту проблему. Прошу комитет занять принципиальную позицию».
«В работе комитета решение этого вопроса будет приоритетным», — резюмировал заместитель председателя комитета Евгений Покровский.