Хлеб и жильё – чем живо село

Kh180221-3

Бюджетный комитет Законодательного собрания поднял две важнейшие темы развития сельских территорий – проблемы, возникшие у производителей зерна, и создание системы служебного жилья.

Цены на зерно стабильны, ГСМ и удобрения дорожают
Ситуацию, складывающуюся в региональном АПК, депутаты обострили при обсуждении проекта изменений в государственную программу «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Новосибирской области».
«Сегодня на уровне области принято решение о поддержке хлебопёков и мукомолов, поэтому цена зерна на рынке стабилизировалась, – отметил заместитель председателя комитета по бюджетной, финансово-экономической политике и собственности Глеб Поповцев. – При этом стоимость удобрений выросла в диапазоне от 15 до 30 процентов. Одновременно мы искусственно ограничиваем продажу зерна, бобовых и масличных культур, вплоть до прекращения их отгрузки за пределы Новосибирской области. К чему это может привести? К сокращению производства указанных сельхозкультур, либо к росту себестоимости, которая повлечёт волну банкротств среди региональных агропредприятий».
По словам главы минсельхоза области Евгения Лещенко, с начала декабря цены на зерновые в области практически не изменились. «У нас есть новые направления по перераспределению потоков зерна, сегодня на первое место по отгрузкам за границу вышел Казахстан, куда можно вывозить зерно без заградительной пошлины. Это направление будем развивать и в дальнейшем. Обидно, конечно, что прибыль на экспортных поставках получаем не мы, а дружественное нам государство».
Министр пообещал собрать дилеров, торгующих в области удобрениями, и решить с ними вопрос о поставках на агропредприятия. «При необходимости подключим к поискам выхода из ситуации Федеральную антимонопольную службу», – заверил чиновник, добавив, что решений по введению квот на бобовые и масличные на уровне федерального Правительства не принималось.

На повестке служебное жильё
Депутаты поддержали законопроект «О внесении изменений в Закон Новосибирской области «Об управлении и распоряжении государственной собственностью Новосибирской области». Как сформулировала суть законопроекта заместитель председателя комитета Ирина Диденко, «изменения в закон связаны с переходом от территориального принципа формирования и распоряжения специализированным жилищным фондом к отраслевому. Задача обеспечения территории кадрами, прежде всего, в сельских районах стоит очень остро. Мы убеждаемся в этом каждый раз, бывая на округах, общаясь с руководителями муниципальных образований. В рамках Федерации сегодня мы видим переформатирование этой работы по отраслевому признаку, когда министерства определяют у себя основные потребности в жилье, приоритеты, исходя из которых и формируют программу обеспечения своих работников служебным жильём. Нам видится, что работа должна выглядеть именно так. Когда эти вопросы будут рассматриваться в отраслевом формате, тогда и поиск решений будет идти не от строительства, а от задачи обеспечить кадрами», — убеждена депутат.

Нужны коррективы
Обсуждая изменения в госпрограмму «Комплексное развитие сельских территорий в Новосибирской области», депутаты сосредоточились, прежде всего, на строительстве жилья в сельской местности. По мнению депутата Глеба Поповцева, программа играет очень серьёзную роль, особенно в части субсидирования процентной ставки и поддержки ипотеки на селе. «Но проанализировав работу по подготовке документов от сельсоветов и муниципальных районов по вступлению в программу, приходишь к выводу, что от селян требуют избыточный объём документов. Кроме того, необходимо обучать глав муниципальных образований готовить эти документы», – уверен законодатель.
С тем, что глав муниципалитетов надо учить, как готовить документы, министр сельского хозяйства согласился. Но вот повлиять на условия включения в программу трудно: финансирование проекта в основном федеральное, следовательно, и условия включения в проект тоже диктует федеральный центр. «Действуют два мероприятия по улучшению жилищных условий селян. Первое – это социальные выплаты на строительство жилья. В этом году их получат 79 человек (в 2020 получателей было 80). Второе – сельская ипотека, более широкий механизм с минимальными ограничениями (под действие программы не подпадают только четыре населённых пункта в регионе – Новосибирск, Бердск, Искитим и Куйбышев). Из изменений, внесённых в программу, – этажность возводимого жилья не более пяти этажей. Получатель ипотеки платит банку свои 2,7%, остальное финансовому учреждению компенсирует федеральный Минсельхоз. В прошлом году порядка 2500 жителей региона получили в рамках этой программы 5,3 млрд. рублей».
Однако при реализации программы в районах области далеко не все гладко. О ситуации на округе рассказал первый вице-спикер Андрей Панфёров: «В Кыштовке застройщик готов в рамках программы построить хороший дом. И сейчас районная администрация бьётся над вопросом, как найти два миллиона рублей на проектно-сметную документацию. Откуда их взять в районном бюджете?»
Андрей Панфёров привёл ещё один пример тоже из Кыштовки. «Дорога стоимостью в 400 млн. рублей была включена в программу «Комплексное развитие сельских территорий» на 2021 год. Потом федеральный центр меняет условия вхождения в эту программу таким образом, что ни Каргат, ни Кыштовка в неё вступить уже не могут». Первый заместитель председателя Заксобрания предложил создать рабочую группу по подготовке изменений и предложений в госпрограмму. Коллеги согласились, не исключено, что потребуется обращение в Правительство РФ с законодательной инициативой.
Председатель комитета по бюджетной, финансово-экономической политике и собственности напомнил ещё об одном обязательном условии её реализации: программа должна ориентироваться на Стратегию развития Новосибирской области и на депутатские наказы. «Это основное», – подчеркнул председатель Фёдор Николаев.

Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс