Зарубки на сердце
Ребёнок, прошедший через ужасы войны, ребёнок ли? Кто возвратит ему детство? И таких было тысячи. Что помнят они? Что могут они рассказать? Что могли понять, увидеть, запомнить дети? Многое!
В. Ф. Шлюндт родился 26 апреля 1938 года в Саратовской области на Волге. Через 2 года началась Великая Отечественная война и через некоторое время его с мамой репрессировали в Сибирь. Здесь его мама, Мария Филипповна, работала на поле, собирала колоски пшеницы и сынок вместе с ней. Детство его было не простым, ещё не исполнилось и 5 лет, когда маму обвинили в том, что она украла пшеницу, чтобы испечь лепёшки и покормить сына. За горстку пшеницы, которую она насыпала в карман и унесла с поля, её посадили в тюрьму. Остался Виктор жить со своей бабушкой. Она была слепа от старости и от слёз из-за смерти мужа. Жили в стареньком доме, бабушка была стара и не могла работать для того, чтобы прокормить внука. И поэтому маленький Витя просил милостыньку. Бабушка сшила ему холщовую сумку. Он её перекидывал через плечо и ходил по ближайшим деревням. Чаще встречались добрые люди, которые от своих припасов ему подавали хлеб или картошки, а случалось, встретить таких, которые били больно, тогда мальчик со слезами на глазах шёл дальше. Насобирает еды, потом возвращается к бабушке, сам кушает и её кормит. Ходил оборванцем, босиком, грязненький и всегда в слезах. Отца он не помнил. Так Витя жил несколько лет. Зимой укутывался в разные тряпки, чтобы не замёрзнуть, собирал палочки и щепочки, которые мог унести, чтобы печь растопить да немного погреться. Когда бабушка умерла, то Виктора определили в детский дом, созданный в то время в селе Щеглово. Жили дети в детдоме разные, хорошие и озорники, которые обижали и обзывали младших. Часто с другими мальчишками он ходил работать. Кому-то копали картошку, кому-то помогали управляться со скотиной, ездили на покос. За это им давали продукты. Виктор Фридрихович вспоминал, что когда им давали картошку, они приходили в детский дом и думали сделать печонки или сварить её, чтобы покушать, но ребята постарше забирали у них картошку. От этого они с друзьями стали хитрить и съедать своим трудом заработанные крохи за пределами детского дома. Подрастая и крепчая стали давать отпор паренькам, которые их били и обидно обзывали. В детском доме работала кухарка тётя Катя. Витя старательно ей помогал, а она в благодарность давала то кусочек хлеба, то наливала тарелку супа. Он выносил мусор, чистил картошку, мыл пол, посуду, таскал продукты. Работал даже когда болел, ради кусочка хлеба он терпел, все невзгоды и тяготы.
Когда Виктору исполнилось 13 лет, в детский дом приехал какой-то мужчина. И мальчуган случайно услышал, что тот говорил о его маме, что она живёт в селе Отреченское. И тогда он решил сбежать из детского дома к матери, надеялся на её защиту и заботу. И он сбежал. Несколько дней шёл по лесам и полям, немного посчастливилось проехать на машине. Когда добрался до заветной цели, он спросил у первого встречного, где живёт М. Ф. Шлюндт. Ему показали домик на краю деревни. Зайдя в дом, Витя увидел на кровати маленькую девочку, которая была укутана в какие-то тряпки. В доме ничего не было кроме двух стульев, лавки, стола, печи и железной койки без матраса укрытой каким-то старым одеялом. Девочка сильно плакала, он взял её на руки, прижал к груди и она успокоилась. Витя остался жить со своей мамой. В школе он больше учиться не стал. Окончил всего 4 класса. Лет с 14 начал работать водовозом в колхозе, чтобы прокормить себя и помогать семье. Возил воду во флягах для колхозных коров. Зимой было холодно, а у него даже фуфайки не было. Приходилось надевать несколько старых курток и ехать на работу. Чуть повзрослев, работал на ферме скотником несколько лет. Затем семья уехала в Казахстан. Там он выучился на шофёра, был призван в армию, служил на юге. Говорил, что ели много фруктов: яблоки, сливы, вишню. Бежишь, говорит, по саду, срываешь на ходу фрукты и ешь. Но по семейным обстоятельствам до конца он не дослужил и вернулся домой раньше положенного срока.
В 1964 году он познакомился с Т. И. Двирской. Сначала молодые люди встречались, ходили прогуливаться вечерами, много беседовали, общих тем у них была масса, веселились на вечёрках. Через год сыграли с Татьяной Ивановной свадьбу, жили дружно, в семье родились две девочки. Старшая — Светлана, младшая – Оксана. Жили хорошо, весело. Как-то Виктор Фридрихович решил съездить к своему отцу в Казахстан, хотелось увидеть его, узнать поближе. Когда он шёл по деревне, где жил его отец, то все оглядывались и говорили, что идёт молодой Фридрих. На пороге отцовского дома был приятно удивлён, увидев огромного мужчину такого же телосложения, как он сам. Отец обрадовался сыну. Он рассказывал, что долго искал его с матерью. Это была их единственная и последняя встреча, которая оставила свой отпечаток в сердце, как зарубку и том, что могло быть и не сбылось.
В совхозе «Щегловский» В.Ф. Шлюндт добросовестно работал шофёром и два года проработал на бензозаправке. Он прожил 64 года среди тех людей, которых он любил, и которые любили его.
Из архива музея Щегловской школы им. Н. А. Макаша.
Добавить комментарий