Знай свои права
НЕУДАЧНАЯ МОЛНИЯ
«Отдала в ателье брюки вшить молнию. Молнию предоставил исполнитель, на следующий день молния сломалась. Исполнитель готов вшить новую молнию, но при этом требует оплатить работу ещё раз».
— Согласно п. 1ст. 29 Закона РФ «О защите прав потребителей», исполнитель обязан по требованию потребителя безвозмездно устранить недостатки работы — повторно выполнить работу, поскольку исполнитель несет ответственность не только за качество выполненной работы, но и за качество используемых им материалов. При возникновении спора в отношении причин недостатка работы право потребителя на безвозмездное повторное выполнение работы не возникает, если исполнитель докажет, что молния сломалась вследствие нарушения потребителем правил использования результата работы.
«ХОЧУ ДРУГУЮ КУРТКУ!»
«Купили с мужем куртку в гипермаркете, но на следующий день поняли, что нужно было взять куртку на размер больше — обменяют ли нам её на размер больше?»
— Как известно, по ЗаконуРФ «О защите прав потребителей» непродовольственный товар надлежащего качества, не подошедший покупателю по размеру, подлежит обмену в течение 14 дней со дня его покупки — при условии, если такой товар не был в употреблении, сохранены его товарный вид, потребительские свойства, пломбы, фабричные ярлыки, а также имеется товарный чек или кассовый чек либо иной подтверждающий оплату указанного товара документ. В случае если аналогичный товар отсутствует в продаже в день обращения потребителя к продавцу, потребитель вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар денежной суммы.
ЕСЛИ ТЯНУТ ВРЕМЯ
«Как продавца заставить мебель вовремя доставить?»
— Ответственность за нарушение срока передачи предварительно оплаченного товара, предусмотренного договором, установлена ст. 23.1 Закона РФ «О защите прав потребителей» (далее — Закон), согласно которой, потребитель по своему выбору вправе потребовать: передачи оплаченного товара в установленный им новый срок; возврата суммы предварительной оплаты товара, не переданного продавцом. При этом покупатель вправе потребовать также полного возмещения убытков, причиненных ему в связи с нарушением срока передачи товара, и уплаты неустойки (пени) за каждый день просрочки в размере 0,5% суммы предварительной оплаты товара. В случае неудовлетворения в добровольном порядке вышеуказанных требований потребителя, обязать продавца их исполнить может только суд, поскольку полномочиями по разрешению споров имущественного характера наделены исключительно судебные органы (п.1 ст. 11 Гражданского кодекса Российской Федерации, п. 1 ст. 17 Закона).
НЕ УЧИШЬСЯ – ПЛАТИ?
«Поступила на платное обучение в институт, но не получилась учёба по личным обстоятельствам. Написала заявление на отчисление и расторжение договора. Однако оплаченную сумму за нереализованный год обучения мне не возвращают — оказывается, в договоре мелким шрифтом напечатано, что деньги после зачисления не возвращаются».
— Потребитель вправе отказаться от исполнения договора о выполнении работ (оказании услуг) в любое время при условии оплаты исполнителю фактически понесённых им расходов, связанных с исполнением обязательств по данному договору. Рекомендуем данное требование вручить в письменной форме лично под роспись должностному лицу либо направить по почте заказанным письмом с уведомлением о вручении в адрес местонахождения образовательного учреждения. Одновременно вы вправе истребовать информацию о понесённых исполнителем расходов, связанных с исполнением им обязательств по договору. В случае неудовлетворения требования (отказа в его рассмотрении) или несогласия с выставленной суммой, подлежащей возмещению исполнителю, обратиться за защитой нарушенного права в суд.
«ЗА КАЧЕСТВО НЕ ОТВЕЧАЕМ»
«Объявили распродажу вещей, но при этом продавцы в магазине предупреждают, что в случае если окажется, что вещь некачественная, обратно товар не принимается».
— Предупреждение продавца, конечно, незаконно. Согласно ст.10 Закона РФ «О защите прав потребителей» (далее — Закон), п.11 Правил продажи отдельных видов товаров, в перечень обязательной информации о товаре, которая доводится до сведения потребителя, входят сведения об имеющихся в товаре недостатках. Продавец должен предупредить покупателя об имеющихся недостатках в письменной форме (на ярлыке товара, товарном чеке или иным способом). Потребитель, которому продан товар (в том числе и на распродаже) ненадлежащего качества, если оно не было оговорено продавцом, вправе по своему выбору предъявить одно из требований, предусмотренных п.1 ст.18 Закона, в том числе отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы.
СОМНИТЕЛЬНЫЕ АНАЛИЗЫ
«В поликлинике рекомендовали сдать анализы, в медицинском центре они обошлись мне в 5 тысяч рублей. Когда результаты анализов принесла в поликлинику, врач заявила, что результаты неверны, так как мною не были соблюдены условия для их сдачи, хотя перед этим никто меня не предупреждал по поводу каких-то особых условий. Можно ли теперь возместить денежный ущерб?»
— В соответствии с требованиями п. 15 Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 04.10.2012 г. № 1006, исполнитель услуг (медицинский работник) должен до заключения договора уведомить потребителя в письменной форме о том, что не соблюдение указаний (рекомендаций), могут снизить качество предоставляемой медицинской услуги. Если Вы не были уведомлены в письменной форме об особых условиях сдачи анализов, то в силу положений п.1 ст.12 Закона РФ «О защите прав потребителей» от 07.02.1992 г № 2300-1 Вы вправе потребовать возврата уплаченной суммы и возмещения других убытков.
НЕНУЖНЫЙ ПОДАРОК
«У меня имеется подарочный сертификат — могу ли я его вернуть?»
— Порядок использования «подарочного сертификата» в качестве средства платежа за товар, фактически удостоверяющего обязанность торговой организации принять его в оплату товара по номиналу наравне с денежными средствами, возможность предъявления потребителем требования о возврате неиспользованной номинальной его стоимости, законодательством о защите прав потребителей не урегулированы.
РЕАЛИЗАЦИЯ ГАРАНТИИ
«Существует ли законная гарантия на автозапчасти? Ситуация такая: поменял сцепление на автомобиле. Пробег машины после ремонта — 2000 км. В итоге, «полетела» одна из деталей. Продавец магазина, в котором купил все детали, говорит, что гарантия — 14 дней и она уже вышла».
— Согласно ст. 5 Закона РФ «О защите прав потребителей» (далее — Закон), гарантийный срок на товар устанавливается изготовителем по своему усмотрению, при этом указанный срок продавец обязан довести до сведения потребителя. Если гарантийный срок изготовителем не установлен, то его вправе установить продавец. По истечении гарантийного срока, установленного на товар, потребитель также вправе предъявить требования в отношении недостатков товара в пределах 2 лет со дня передачи товара, при этом бремя доказывания причин недостатков товара лежит на потребителе (ст. 19 Закона).
ПРОБЛЕМЫ С ИНТЕРНЕТ — МАГАЗИНОМ
«Срочно потребовался накопительный водонагреватель для монтажа в душевой. Осуществить покупку самовывозом в день заявки оказалось возможным только через Интернет — магазин. Однако потом оказалось, что водонагреватель не входит в предназначенную для него нишу – строители её заузили. Упаковка водонагревателя полностью сохранена, никаких повреждений на корпусе нет, подключение не производилось и я прошу поменять товар на более подходящий. В магазине сделать это отказываются, ссылаясь на какой-то закон — есть ли такой реально?»
— В отношении всех видов товаров, в том числе технически сложных, к которым отнесены водонагреватели электрические), реализуемых дистанционным способом (в данном случае, с помощью сети «Интернет») права граждан установлены только на возврат товара в порядке, закреплённом п.21 Правил продажи товаров дистанционным способом, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 27.09.2007 № 612, а именно: покупатель вправе отказаться от товара в любое время до его передачи, а после передачи товара — в течение 7 дней и в течение 3 месяцев, если информация о порядке и сроках возврата товара надлежащего качества не была предоставлена в письменной форме в момент доставки товара.
ЗА ТЕПЛО ПЛАТИТЕ КАК УДОБНЕЕ
«Скоро лето, а я уже теперь волнуюсь: оплачиваются ли услуги по отоплению квартиры в летний период, когда фактически отопление отсутствует?»
— Согласно п. 42(1) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утверждённых постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354, оплата коммунальной услуги по отоплению осуществляется одним из двух способов — в течение отопительного периода либо равномерно в течение календарного года. Выбор способа оплаты коммунальной услуги производится общим собранием собственников многоквартирного дома.
ЗА СЕРВИС ВЕРНИТЕ ДЕНЬГИ
«Хочу возвратить деньги за купленный товар, находящийся на гарантии (причина-брак). При покупке оплатил также за дополнительное сервисное обслуживание этого товара. Товар забраковали, деньги готовы возвратить только за него, а деньги, оплаченные за «дополнительное сервисное обслуживание», возвращать отказываются».
— Продавец, конечно, не прав: по статье 18 Закона РФ «О защите прав потребителей», потребитель в случае обнаружения в товаре недостатков, наряду с требованием о возврате денег за некачественный товар, вправе требовать возмещения и связанных с этим убытков, к которым в том числе относятся и расходы, понесённые потребителем в счёт оплаты договора по дополнительному сервисному обслуживанию такого товара.
По материалам Управления Роспотребнадзора.
Добавить комментарий