Дети войны. Судьбы, опалённые войной
Великая Отечественная война наложила отпечаток на многих людей. После того, как мужчин призвали на фронт, в селе остались женщины, дети и старики. Им досталась тяжёлая доля – работа в тылу, воспитание детей. Работали до изнеможения, полуголодные.
Работали даже тогда, когда получали «похоронку» о смерти отца, сына, мужа и страшное горе приходило в семью. Трудились без отпусков и выходных дней все годы войны. Не хватало тракторов, машин и даже лошадей, они были нужны армии. Но колхозы продолжали снабжать фронт и тыл хлебом и другими продуктами. На фронт беспрерывно шли грузы: оружие, боеприпасы, продовольствие.
Николай Григорьевич Наровский родился в 1930 г. в с. Зем-Заимка, образование 3 класса. Когда началась война, ему было 11 лет: «О войне я узнал от рабочих на заводе. Работал прицепщиком в колхозе. В колхозе работали все от зари и до темна. Работал я бычатником, возил молоко. Никаких отказов не было от работы, все делали безоговорочно. В зимнее время участвовал на заготовке дикого зверя. Убитого зверя или дичь сдавали заготовителю, который отправлял их на фронт. В войну ели жмых, лебеду, варили похлёбку из съедобных трав. Ходили босиком, т.к. на 6 человек были одни валенки. Чтобы прокормиться, меняли одежду на продукты. У меня на войне воевали двоюродные братья».
Наталья Сергеевна Кучеренко родилась 11 июня 1927 г. «Я в это время училась в школе. Было мне тогда 13 лет. В войну трудилась на железной дороге, на пункте технического осмотра вагонов. Работали посменно: сутки дома, а двое работали. Жила в общежитии. Давали 720 грамм хлеба и продуктовую карточку для питания в столовой. Кормили пшеном, листья свеклы засаливали как капусту и добавляли в борщ, масло пахло керосином, картошка мёрзлая. Но всё съедали, так как очень хотелось кушать. Введены были карточки на одежду. Но размеры не соблюдались, что было, то и давали. Я носила 36-37 размер обуви, а мне попались сапоги 35 размера. Я в них отморозила пальцы и целый месяц лежала в больнице. Ещё мне была выдана фуфайка. На железной дороге проработала 7 лет, а потом ушла в ателье, где трудилась 22 года».
Ненила Григорьевна Лаптева родилась 25 июля 1936 года в д. Кузьминка Кыштовского района. Закончила 4 класса. О войне узнала по радио. Вот что она рассказала: «Ели мёрзлую картошку. Носили холщовые платья, юбки, лапти, чирки. Косили, сеяли и молотили вручную. Мама день работала на молотилке, а ночь сторожила. В школе писали на бересте пёрышком. Отец вернулся с фронта в 1943 году и после войны работал также в колхозе».
Екатерина Генриховна Фаст родилась 11 февраля 1928 г. в д. Кашновка Ровинского района, Саратовской области. «Окончила я 4 класса. Было мне в то время 13 лет. В 1941 году нас репрессировали в Сибирь. Довелось в военные годы трудиться на складе рабочей, сушить зерно, доить коров. Работали тогда за трудодни. Жили в мазанке, было очень тяжело. Картофельные лепёшки считались лакомством, в которое примешивали летом разные травы для питательности. Одевали то, что давали люди и то немногое, что удалось привезти с собой. Выращивали овощи в огороде и этим кормились. Раз в год давали немного зерна».
Екатерина Ивановна Каральчук родилась в 1937 году в с.Полтавка. «Когда началась война, мне было 4 года. Отец работал на военном заводе в г. Новосибирске, где катали валенки для фронта. На фронте не был из-за травмы ноги. Мама работала в колхозе разнорабочей. Прокормить детей было для неё большой заботой. Случалось, ели картошку мёрзлую, жмых. Носили ситцевые платья. Старшие братья и сестра учились в школе, писали на старых газетах чернилами из сажи. После войны отец работал на строительстве, а мать на ферме. Окончив школу, я пошла работать на ферму».
Из архива школьного музея «Исток» Землянозаимской школы.
Добавить комментарий