Знай свои права

знай свои права

ДЕЛО О КОРОБКЕ
«Мужчина на разборе купил коробку — автомат на автомобиль «Тойота Камри» за 22 тысячи рублей. Получил квитанцию и гарантию на три дня. На станции СТО ему поставили коробку.

С первого раза она стала «пинаться». Приехал на разбор, там ему сказали, что «она в нормальном состоянии была, Вы, быть может, масло плохое залили». Обратился в суд, там назначили экспертизу, которая признала коробку как не совсем пригодную, нужно МЕНЯТЬ трос. В октябре вышло решение суда, в котором говорится о том, что с пострадавшего нужно взыскать 16 тыс. руб. за проведение экспертизы, и отказать пострадавшему в возмещении морального вреда. Нарушены ли права потребителя?».
— Факт отказа в удовлетворении искового требования потребителя о компенсации морального вреда может быть обусловлен отсутствием в деле доказательств о нарушенном праве потребителя, а именно, о фактах продажи товара ненадлежащего качества или выполнения работы по его установке на автомобиль с недостатком. «Непригодность коробки» к данному автомобилю не означает вину продавца в том случае, если им предложен товар покупателю, соответствующий потребительским свойствам (характеристикам), заявленным потребителем при заключении договора. Продавец несет ответственность по оплате экспертизы товара, если в нем обнаружен недостаток, возникший до передачи потребителю товара или по причине нарушения потребителем правил безопасного использования товара (п. 6 ст. 18 Закона РФ «О защите прав потребителей»).

А ДЕГУСТИРОВАТЬ?
«На свадьбу хочу купить дорогое вино — имею ли я право продегустировать покупаемый продукт?».
— Право потребителя на дегустацию продуктов питания, в том числе алкогольной продукции, законодательством о защите прав потребителей не предусмотрено.

ВОЗВРАТ В ИНТЕРНЕТЕ
«В первый раз решила заказать одежду в Интернете. Тем не менее, вещи без примерки я брать опасаюсь — вдруг размер не подойдёт или вещь не сядет по фигуре. Скажите, смогу ли я в случае чего отменить заказ или вернуть деньги за покупку?»
— Да, согласно п.21 Правил продажи товаров дистанционным способом, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 27.09.2007 № 612, покупатель вправе отказаться от товара в любое время до его передачи, а после передачи товара – в течение 7 дней.

ИНЦИДЕНТ С ОГРАДОЙ
«Заказали в фирме ограду, сделали в срок, но при установке выявилось, что размеры ограды не соответствуют тем, что зафиксированы в договоре. При обращении в организацию с просьбой устранить недостатки, нам отказали без объяснения причины…».
— В соответствии с положениями ст.30 Закона РФ «О защите прав потребителей» (далее — Закон), недостатки работы должны быть устранены исполнителем в разумный срок, назначенный потребителем, который указывается в договоре или в ином подписываемом сторонами документе либо в заявлении, направленном потребителем исполнителю. За нарушение данного срока исполнитель уплачивает потребителю за каждый день просрочки неустойку (пеню), в размере 3% цены работы. Кроме того, потребитель вправе предъявить исполнителю требования о соответствующем уменьшении цены выполненной работы либо возмещении понесенных им расходов по устранению недостатков выполненной работы своими силами или третьими лицами.

ДВЕ ГАРАНТИИ НА БРАК
«Запутался в ситуации: купил телефон «Lg» за 10 тысяч рублей. Через 13 дней он сломался, отнёс его в магазин, телефон приняли и сказали, что отправят на экспертизу и ремонт. Я поинтересовался: разве магазин не обязан заменить мне такой телефон? Продавец ответил – «нет, так как телефон технически сложное устройство». При этом у меня на телефон две гарантии, одна своя, вторая — платная! Получается, я потратил много денег на то, чтобы купить бракованный телефон».
— Право потребителя на возврат или обмен технически сложного товара (к которым отнесены мобильные телефоны с сенсорным экраном и обладающие двумя и более функциями) установлено абзац 8 п. 1 ст. 18 Закона РФ «О защите прав потребителей» (Закон) в течение 15 дней со дня передачи товара. Потребитель, обращаясь с претензией к продавцу в отношении недостатков товара, по своему выбору сам формулирует одно из требований, предусмотренных п. 1 ст. 18 Закона. Если потребитель заявил требование об обмене товара, то при подтверждении наличия в нём недостатка (при проверке качества товара) продавец не вправе проводить ремонт. Продавец также не вправе проводить экспертизу товара, если на её проведение не заявлено требование потребителя (п. 5 ст. 18 Закона).

ХОЛОДНЫЙ ПУХОВИК
«Купила пуховик, а в нём холодно. Брак это или нет, что делать в этом случае? Продавец отказывается вернуть деньги…».
— Если причиной того, что Вам холодно, являются недостатки в товаре, то Вы вправе предъявить требования продавцу, предусмотренные ст. 18 Закона РФ «О защите прав потребителей». При этом продавец обязан принять товар ненадлежащего качества у потребителя и в случае необходимости провести проверку его качества. При несогласии с выводами продавца, в целях подтверждения недостатка в товаре, по требованию потребителя проводится экспертиза аккредитованными для этих целей организациями за счёт продавца, при условии предъявления указанного требования в период действия гарантийного срока, установленного на товар. В противном случае, бремя доказательства о недостатках товара лежит на потребителе.

ЭЛЕКТРОННАЯ ПЕРЕПИСКА — ТОЖЕ ДОКАЗАТЕЛЬСТВО
«У меня такая проблема: вчера мне закончили делать ремонт в квартире, а сегодня отвалились все обои. Связалась с рабочими, попросила прийти, чтобы переделать, но они категорически отказались. Договор мы не заключали, из подтверждений сохранилась только переписка в интернете. Скажите, смогу ли я что-то доказать без договора?
— Надо помнить: отсутствие письменной формы договора не освобождает исполнителя от гражданско-правовой ответственности за допущенные недостатки выполненной работы по удовлетворению требований, заявленных потребителем, в соответствии с положениями ст. 29 Закона РФ «О защите прав потребителей», при отказе в рассмотрении (удовлетворении) которых, спор разрешается судом. При этом сведения, являющиеся доказательствами по делу, в частности о наличии потребительских правоотношений с исполнителем (о предмете и условий договора, заключенного с исполнителем в устном порядке) могут быть получены из объяснений сторон и третьих лиц, показаний свидетелей, письменных доказательств (в том числе, представленных в рамках электронной переписки), аудио — и видеозаписей (ст. 55 ГПК РФ).

ОКАЗАЛАСЬ С ДУШКОМ
«В супермаркете продали несвежую сёмгу. Кассиры говорят, что жалобы принимают не они, отказываются менять товар. Куда обращаться?»
— Потребитель в отношении продукции ненадлежащего качества вправе направить требования, предусмотренные п.1 ст. 18 Закона РФ «О защите прав потребителей» (Закон), в том числе о замене товара, а также о возмещении причиненных в связи с этим убытков, компенсации морального вреда. По общему правилу, вышеуказанные требования (претензия) с изложением доводов о продаже несвежей рыбы предъявляются в письменной форме под подпись должностному лицу или уполномоченному представителю продавца (юридического лица или индивидуального предпринимателя, принявшего оплату товара). При отказе в принятии претензии, она направляется по почте в адрес местонахождения продавца с уведомлением о вручении.

ПОЛЕЧИЛИ С БРАКОМ
«Обратился в частную клинику, там мне некачественно оказали платную медицинскую услугу, вынужден был пойти на больничный. После чего я обратился в клинику с требованием вернуть деньги за процедуру, а также оплатить мне дни вынужденного больничного. В клинике отказали…».
— На основании ст.29 Закона РФ «О защите прав потребителей» потребитель в данной ситуации вправе предъявить медицинской фирме одно из требований, предусмотренных п. 1 настоящей статьи — об отказе от исполнения договора и возврате уплаченной по нему денежной суммы, а также о возмещении убытков, причиненных вследствие оказания медицинской услуги с ненадлежащего качества. Поскольку исполнитель в удовлетворении указанных требований отказал, спор в отношении самого фактаоказания медицинской услуги с недостатком, а также возникших в связи с этим убытков у потребителя (в частности, упущенной выгоды, обусловленной разницей между суммой оплаты труда потребителя за полный период его работы, если бы он имел трудоспособность и суммой выплаты из фонда социального страхования за период, когда потребитель был временно нетрудоспособен), разрешается судом.
По материалам управления Роспотребнадзора.

Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>