Я с повинной вернусь к милой родине…

IMG_2839

С каждым годом всё меньше остаётся в России сёл и деревень, которыми она всегда была крепка. На некогда оживлённых сельских улицах растёт бурьян, зарастают деревьями поля, полуразрушенные избы с забитыми наглухо окнами ещё напоминают сельчанам о тех, кто в них проживал…

IMG_2825

IMG_2830

Сколько деревушек только в нашем районе кануло в Лету. Если посмотреть на карту, то отыскать деревни, где осталось не так много жителей не сложно. Узунгуль, Матвеевка, Калиновка… И названия, такие красивые!
Чурым… Неужели и он умирает? Неужели и его время пришло? А ведь он не такой уж и старый. Находится Чурым далеко от районного центра. Со всех сторон окружён лесом. Воздух здесь чистый – не надышишься. Говорят, раньше летом и осенью в лесу грибов и ягод уйма было. Живи – не хочу, а сегодня здесь проживают на двух улицах всего двадцать три человека…
…Обычный деревенский домик, около палисадника простенькая скамеечка, местная собачонка игриво гоняет поросят, которые вольно гуляют около дома.
У калитки меня встречает улыбчивая женщина.
— Вы, наверное, ко мне? – Спрашивает она. – Давно у нас гостей с райцентра не было. – Какими судьбами?
Знакомимся. Надежда Николаевна Перкова, узнав для чего приехали сотрудники редакции, оставила все домашние дела. Женщина с удовольствием стала рассказывать о своей малой родине.
Посёлок Чурым – место, где она родилась. Когда-то это был большой, шумный и густонаселённый посёлок. В былые времена здесь насчитывалось более трёхсот жителей, которые проживали в крепких и добротных домах. Был и клуб, и фельдшерско-акушерский клуб, и школа, и сельский магазин. В каждом дворе после утреннего призыва петухов, слышалось полусонное мычание коров.
— Выйдешь утром на улицу, а там запах дыма от печей и свежевыпеченного хлеба, — вспоминает женщина. – Какие были времена! Сейчас, конечно редко, но хлеб женщины пекут. Да и запах, тот особенный запах нашей деревни, до сих пор самый лучший! Куда бы ты ни поехал, а домой всегда хорошо возвращаться. Сейчас я вам, если хотите, покажу бывшую школу.
Идти пришлось недолго. Школа когда-то располагалась в одном доме, через стенку, с Перковыми. Она была малокомплектной. Теперь же, в Чурыме всего два ученика, которые посещают Погорельскую школу. Вместе с Надеждой Николаевной заходим в здание. От былых времён здесь уже ничего не осталось. Только воспоминания о встрече с земляками, которые несколько лет назад собирались все вместе здесь, чтобы отметить день села. Стены оформлены фотографиями, плакатами. А вот на подоконнике лежит стопка бумаги. Внимательно рассматриваю их. На каждом листе напечатан текст песни местного жителя Владимира Токарева, который сейчас проживает в Венгеровском районе. С интересом читаю: «Третья ферма, край родной, в сердце ты всегда со мной…» Видимо, во время встречи с земляками все вместе пели её.
Чего греха таить, сегодня посёлок Чурым относится к разряду неперспективных поселений. Закрыта школа, нет ни одного производства, где могло бы трудоустроиться местное население. Разъехались люди в поисках лучшей доли на чужую сторонушку. Благополучное будущее этого населённого пункта не просматривается. Но, несмотря на всё это, местные жители не опустили руки, а, скорее, наоборот, изо всех сил стараются жить, а не выживать. И они не сетуют на то, что им плохо живётся.
— Мы не жалуемся на жизнь! Живём мы здесь дружно, сообща! – Не скрывает Антонина Викторовна Черепанова. – Кто хочет, тот проживёт в любом месте. Главное в деревне – не лениться, а трудиться. Посмотрите, ведь у нас почти в каждом дворе хозяйство имеется. А как без коровки? Молочную продукцию сдаём или ездим торговать сметанкой и творожком на рынок в Барабинск. В магазины чаще тоже туда же уезжаем. Чурым — это наша малая родина. Сюда всегда хочется возвращаться.
Так и есть. За счёт личных подсобных хозяйств живут здесь несколько семей. В общем, действительно, кто не ленится, тот обеспечивает достаток собственными руками. К примеру, семья Фёдоровых. Иван Васильевич и Нурия Гайнитдиновна воспитывают детей школьников. Целыми днями они в работе и заботе. Хозяйство и огород – вот простые составляющие их семейного достатка.
С самого утра, что называется, на ногах, Шамиль Глизинтинов. Вроде бы и доволен молодой человек жизнью, но в его дом постучалась беда. Дочка родилась радоваться бы, но ребёнок уже перенёс несколько операций. Дом, в котором проживает семья, непригоден для проживания, в стенах дыры. А на носу суровая сибирская зима…
Историю этого населённого пункта в разные времена писали его местные жители. Поселение у богатого рыбой озера Козлова появилось в 1932 году, когда вместо бывшей коммуны «Большевик» построили ферму № 3 совхоза «Тебисский». На новом месте обосновались выходцы из ближайших деревень. Вокруг фермы раскинулись пашни и сенокосные угодья. Здесь выращивали пшеницу, овёс, пасли скот и заготавливали сено. При въезде красовалась арка, которую в шутку называли «Царские ворота». Дружно и слаженно жили местные до 1941 года.
Когда началась Великая Отечественная война, почти все мужчины были призваны на фронт. Фермой управлял Иван Головнёв, бригадиром дойных гуртов были Мария Ивлева и Валентина Юденко. На ферме была начальная школа, где много лет преподавала А. И. Прощалыгина. С окончанием войны с фронта начали возвращаться в посёлок фронтовики, занимать свои места в мирной жизни.
В 1968 году в связи с разделом земель ферма № 3 совхоза «Тебисский» отошла к совхозу «Речной», а поселение получило название – посёлок Чурым.
— Для всех нас, местных жителей, очень трудными оказались девяностые годы, — рассказывает Н. Н. Перкова. – Сократилась рождаемость, люди оставались без работы. Женщины вынуждены были вязать шали, носки, варежки, чтобы на вырученные от продажи деньги, купить сахар, муку, другие необходимые продукты питания. Помню, было очень трудно. Именно тогда, многие и стали покидать посёлок. Посмотрите, сколько у нас заброшенных домов. С годами уходили из жизни наши уважаемые ветераны. Наша боль. Наша память.
Связь с родственниками и односельчанами жители Чурыма поддерживают через мобильную связь. Стационарных телефонов здесь нет.
— Вот так и живём, — акцентирует моя собеседница. – Но не отчаиваемся. Скоро зима. Зимой рано темнеет, рано ложатся спать мои земляки. Весной и летом вновь посёлок оживает. Становится веселее – лес, огороды, рынок, гости городские. А долгой зимой из всех развлечений – только телевизор да вот ещё и газета районная. Часто собираемся с сельчанами, новости, происходящие в районе, да в стране обсуждаем. И снова каждый по своим делам. А куда нам уезжать?
Может всё же не исчезнет с карты района посёлок Чурым? Может действительно, как говорят супруги Перковы, есть у него будущее. Летом здесь красота, чистый воздух, манит к себе грибное да ягодное раздолье. Одним словом, рай для народа! Может вернутся в когда-то родной посёлок те, кто уехал… Восстановят дома, вспашут по весне огороды. Вот тогда-то Чурым возродится с новыми силами, во вновь вспаханных полях, цветущих садах, смехе детей. И со «второго рождения» этого посёлка начнётся возрождение нашего района, ведь без деревни нет России.
Надежда КОРЕНЕВА.
п. Чурым.

Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>