Выбирать или назначать – районам решать
Состоявшийся в Карасуке круглый стол о дополнительном варианте формирования районных Советов депутатов собрал делегации почти всех районов области. Темой обсуждения стал проект закона «О внесении изменений в статью 1 Закона Новосибирской области «Об отдельных вопросах организации местного самоуправления в Новосибирской области».
Малопонятные большинству читателей формулировки означают предложение дополнительного варианта формирования представительных органов муниципальных районов. Наряду с прямыми, всеобщими, равными выборами — как выбираются депутаты райсоветов сейчас, предлагается ввести альтернативную систему – путём делегирования представителей от каждого поселения. Позитивное, казалось бы, предложение не было принято. Сессия законопроект затормозила, решив сначала провести широкое обсуждение.
«Реально, федеральный закон сегодня гибче, чем наш областной закон, — заметил председатель комитета Заксобрания по государственной политике, законодательству и местному самоуправлению Александр Терепа. — Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления…» установлено, что представительный орган района может быть избран на муниципальных выборах или сформирован из представителей поселений, входящих в его состав. Конституционный Суд РФ ещё в 2011 году признал конституционной возможность направлять представителей поселений в районный совет депутатов. Новый законопроект – как раз о расширении возможностей формирования районных Советов у нас в области. По сути – все остается во власти того же муниципального поселения. И будет зависеть от того, воспримут ли они возможность формирования районного Совета путем делегирования глав и депутатов сельских советов. При этом надо будет заручиться поддержкой не просто одного-двух муниципальных образований и поселений, а всех тотально – сколько муниципалитетов в район входит. Если все они включают в свои уставы способ делегирования, тогда этот проект состоялся».
Сегодня три района области – Барабинский, Усть-Таркский и Карасукский используют делегирование представителей поселений при формировании районных советов. «Первое и самое важное: в Совете представлены все территории наших муниципальных образований. У нас 11 сельских Советов – от каждого мы имеем по два представителя в районном Совете, — пояснил председатель Карасукского районного Совета Юрий Объедко». В поддержку системы делегирования высказался и его коллега по Совету депутат Тарас Твердохлеб. «При смешанной системе выборов восемь человек будут представлять только город Карасук, четыре депутата — от сельских администраций, которые будут представлять 56 населённых пунктов. Какой житель приедет за 90 километров к депутату? Остальные 12 депутатов будут идти по партийным спискам. И, как обычно, будут жить в городе Карасуке. Я считаю, что система делегирования эффективна и целесообразна», — отметил Тарас Твердохлеб.
Оборотная сторона медали в том, что сам Карасук в районном Совете также представляют два депутата, хотя в городе проживают две трети населения района. По мнению карасучан, это единственный недостаток в системе делегирования. Примерно ту же позицию выразила и Надежда Роор, председатель Совета депутатов Барабинского района, куда входят 24 депутата — по два представителя от каждого муниципального образования. «Конечно, два депутат от города Барабинска — это крайне мало, — считает Надежда Роор. — Но до этого в райсовете были три депутата от района и 22 депутата от Барабинска. Сегодня большинство депутатов райсовета и глава города поддержали идею, чтобы Барабинск в Совете представляли девять человек».
По данным, которые привёл в ходе «круглого стола» первый заместитель председателя Законодательного собрания Новосибирской области Андрей Панфёров, еще 11 муниципальных районов Новосибирской области вслед за тремя, ранее выбравшими схему делегирования, рассматривают возможность перейти на такой же вариант. «Мы просто даём право каждой территории определиться с той схемой или с тем способом, который указан в этом проекте закона, — отметил Андрей Панфёров.- На мой взгляд, наоборот: не давать права территориям решать эти вопросы самостоятельно — это путь в никуда. Поэтому надо еще раз разъяснить людям, насколько эта система для них хороша или нет. И объяснить, что мы просто даём право выбора в серьезном вопросе – выборе представительных органов на местах. Говоря простым языком, никто не будет вас заставлять». По мнению первого вице-спикера Заксобрания, принятие двух вариантов формирования районных Советов — прямыми выборами и путём делегирования от поселений — будет «взвешенным решением, которое пойдёт во благо избирателей Новосибирской области».
«Подталкивания» к тому или иному варианту формирования районных Советов опроверг и вице-спикер Законодательного собрания Владимир Карпов. «Подспудно распространяется мнение, что грядут изменения. Значит, всех под одну гребёнку: отказываться от прямых выборов депутатов райсовета и переходить на формирование райсовета посредством делегирования. Сегодняшний круглый стол, мне кажется, опроверг все эти слухи», — заявил вице-спикер Законодательного собрания Владимир Карпов.
Подводя итог «круглого стола», Александр Терепа сообщил, что все внесённые в ходе обсуждения предложения будут учтены. В течение двух недель рекомендации по итогам «круглого стола» будут направлены губернатору Новосибирской области Андрею Травникову и депутатам Заксобрания.
______________
Глава Чановского района В. И. Губер и председатель районного Совета депутатов В. Г. Шнайдер приняли участие в работе «круглого стола» о дополнительном варианте формирования районных советов.
Владимир Готфридович Шнайдер, комментируя данную тему, отметил: «Дать сразу однозначный ответ пока сложно. Необходимо детально рассмотреть, все взвесить. Как в общем голосовании, так и в делегировании есть свои плюсы и минусы. Поэтому необходимо рассмотреть этот вопрос, обсудить его на всех уровнях с депутатами районного совета, депутатами сельских поселений, общественностью района. И уже потом сообща принимать решение».
Добавить комментарий