Риск и надежды сибирских крестьян
Дополнительные меры господдержки предприятий АПК и возможность возвратить необрабатываемые земли в сельхозоборот обсудили депутаты-аграрии регионального парламента.
Как никогда поздно из-за погодных условий завершившийся сев вновь заставил депутатов комитета Заксобрания по аграрной политике, природным ресурсам и земельным отношениям вернуться к закону «О государственной поддержке сельскохозяйственного производства в Новосибирской области». По мнению аграриев, сложившихся неблагоприятных погодных условий посевной повлияют на результаты работы сельхозпроизводителей в текущем году. «На ситуацию, которая сложилась во время посевной, придётся реагировать осенью, — высказал своё мнение председатель комитета по аграрной политике регионального парламента Олег Подойма. — Сейчас прогнозировать последствия затянувшихся весенне-полевых работ сложно. Мы можем только чётко сказать, что уборка уйдёт в более поздние сроки, в октябре и будет очень непростой. Господдержка крестьянам понадобится». Региональный Минфин в лице Виталия Голубенко поддержал депутатов: «Больше чем уверен, что на осенней сессии будем формировать решение об оказании дополнительной поддержки АПК ввиду сложившихся неблагоприятных погодных условий. За лето федеральное правительство должно сформировать концепцию оказания помощи регионам, думаю, что и мы будем свои решения в этой части находить», — подтвердил врио министра.
«Считаем, что важно сохранить и принцип подхода, который был сформирован в этом году при выделении погектарной поддержки, — суммировал мнения выступавших Олег Подойма. — У нас зона рискованного земледелия, погода почти каждый год осложняет крестьянам жизнь. Речь идёт о том, чтобы дополнительную погектарную поддержку для растениеводов, выделенную разово в текущем году, сделать постоянной приблизительно в том же объёме. Тем более налоговая нагрузка на сельхозпроизводителей выросла, поднялись цены на ГСМ, всё это надо учитывать в бюджете», — резюмировал законодатель.
Не менее актуальным был и вопрос о возвращении в сельскохозяйственный оборот неиспользуемых земель сельхозназначения. Врио министра сельского хозяйства Новосибирской области Евгений Лещенко сообщил, что в 2017 в автоматизированную информационную систему учёта и мониторинга сельскохозяйственных земель внесены данные о сельскохозяйственных угодьях всех 30-ти районов области.
«Всего на сегодня обследованы 3 млн. 800 тысяч гектаров пашни, — сообщил врио министра. – Из них признано неиспользуемыми 1 миллион 100 тысяч гектаров (28,5 процентов). Причём полмиллиона таких «заброшенных» гектаров могут быть возвращены в состояние пашни без особых финансовых вложений. Ещё 200 тысяч га потребуют серьёзных финансовых затрат, оставшиеся 400 тысяч га имеющимися у нас техническими средствами ввести в оборот не представляется возможным».
Всего в 2017 году введено в оборот 50,1 тысяч гектаров. План текущего года – 34,7 тысяч гектаров. «Имеется действенный механизм воздействия на нерадивых землепользователей – повышение ставки земельного налога в несколько раз», — подчеркнул Евгений Лещенко.
Глеб Поповцев обратил внимание коллег-депутатов на то, что «возвращение» заросших земельных участков дело очень затратное. «Чтобы ввести землю в сельхозоборот, которая не работала три-четыре года, надо потратить раз в пять больше солярки, чем обычно, — заметил он. — Я присутствовал на совещании в Совете Федерации. Там озвучивались такие цифры: по стране за 2016 введено было в оборот 120 тысяч гектаров заброшенных земель. Из них 43 тысячи гектаров ввела Новосибирская область. Мы одни такие передовые? Мы распахали и засеяли заброшенные земли, затратили бешеные деньги на это, и потом получили обвал цен по зерну. Может быть, нет смысла бежать впереди паровоза? Может быть, сделаем сначала анализ того, что мы производим, и потом уже будем верстать некие планы ввода земель?»
Его поддержал депутат Юрий Бугаков. «А вообще, нам нужно осваивать эти земли? Сегодня девать некуда урожай с уже возделанной земли, а если освоим ещё миллион гектаров, то стоимость зерна будет три рубля килограмм. Кто-то эти моменты просчитывает?» — поинтересовался Юрий Бугаков.
По мнению Евгения Лещенко, вопрос в правильном использовании имеющихся ресурсов и рациональном использовании посевных площадей, в том числе под высоко маржинальные культуры. Заместитель председателя комитета Денис Субботин обратил внимание коллег ещё на один аспект проблемы. «В Воронежской области используются сельхозземли на 102 процента, там даже овраги распахали и засеяли. А у нас земля используется на 70 процентов. Может быть, это говорит о том, что у нас пахать землю невыгодно? Значит, надо думать, как сделать так, чтобы работать и жить на земле было интересно и выгодно. А проверки и штрафы вообще убрать!»
Председатель комитета Олег Подойма признал, что мониторинг состояния сельхозугодий – дело необходимое, чтобы поставить под контроль характер использования земли и рациональность применения мер господдержки. И не стоит бояться земельных площадей, которые возвращаются в оборот. «Мы видим, что у нас есть рынки сбыта, это 50 миллионов тонн зерна, которые проданы в этом году за рубеж. Надо выстраивать механизм, который позволит формировать правильную цену для аграриев Новосибирской области. Льготный железнодорожный тариф для вывозки, регулирование объёмов хранения, правильная работа по товарным интервенциям — всё это должно способствовать на территории становлению справедливой цены. На сегодня пшеницу покупают уже по 9 тысяч рублей за тонну, что свидетельствует – выращивание пшеницы в наших условиях может быть рентабельным», — подчеркнул Олег Подойма.
Добавить комментарий