Содержание местного самоуправления
Минфин региона комментирует применение правовой базы формирования нормативов расходов на содержание органов местного самоуправления. В настоящее время в Новосибирской области 490 органов местного самоуправления, из них 35 городских округов и муниципальных районов, 26 городских поселений и 429 сельских поселений. Причем их структура такова, что из общего количества городских и сельских поселений почти 50% имеют численность менее 1000 человек, в 15% поселений проживают менее 500 человек.
В каждом из муниципальных поселений создан совет депутатов, работает местная администрация и, как показывает практика, удельный вес расходов на содержание власти в малочисленных муниципалитетах (менее 1000 человек) может составлять более 70% в собственных доходах местного бюджета, тем самым оставляя менее 30% для реализации иных важных задач. При этом вопрос кадровых ресурсов для эффективного исполнения функций малочисленные муниципалитеты решить не в состоянии.
В сложившейся ситуации совершенствование территориальной организации местного самоуправления в Новосибирской области является одной из актуальных задач на ближайшие годы, решение которой требует комплексной проработки вопросов социально-экономического развития муниципальных образований, их имущественного комплекса, территориального планирования и других немаловажных аспектов, включая оценку финансовых рисков возможных последствий территориальных преобразований.
Одним из вариантов решения назревших проблем, в рамках действующего законодательства, можно рассматривать процесс объединения малочисленных муниципальных поселений. Что позволит, прежде всего, сконцентрировать имеющиеся бюджетные ресурсы, исключив часть расходов на содержание органов местного самоуправления, в связи с их уменьшением, в том числе и на их избирательные кампании. Как следствие, объединение муниципальных образований сделает возможным более рационально использовать налогооблагаемую базу территории и оптимизировать систему управления, повысит качество муниципальных услуг, предоставляемых населению.
Укрупнение поселений следует рассматривать комплексно в соотношении расходов на содержание органов местного самоуправления малочисленных поселений с усилиями местной администрации по развитию и укреплению собственной доходной базы. Первым шагом в этом направлении является принятое от 31.01.2017 года постановление Правительства Новосибирской области № 20-п.
Настоящее постановление помимо установления новых подходов в формировании расходов на обеспечение деятельности органов местного самоуправления, основанных на увязке с доходной частью местных бюджетов, содержит условие введения повышенного финансового норматива для тех малочисленных муниципальных образований, которые принимают решение об укрупнении.
За достаточно короткий срок после принятия постановления № 20-п к нему был проявлен активный интерес, так есть первые отклики муниципалитетов на утверждённую норму по применению повышенного норматива для преобразованных путём объединения муниципальных образований. В семи из тридцати муниципальных районов области планируется осуществить процедуры объединения 2-3-х особенно малочисленных сельских поселений. Такая информация поступила от Баганского, Венгеровского, Колыванского, Краснозёрского, Кыштовского, Северного, Убинского районов Новосибирской области, что фактически подтверждает своевременность принятого Правительством Новосибирской области решения.
Принимая во внимание важность перспективы укрупнения малочисленных поселений в Новосибирской области, министерство финансов и налоговой политики готово рассматривать в особом порядке вопрос сбалансированности местных бюджетов преобразованных путём укрупнения муниципальных образований.
Добавить комментарий