Главный принцип – не навреди
От сельских поселений на районный уровень предлагается передать полномочия по тепло- и водоснабжению. Мнения депутатов Законодательного собрания Новосибирской области по данному вопросу разделились, они предлагают продолжить обсуждение и, возможно, менять систему не сразу на всей территории, а опробовать новый механизм на нескольких пилотных площадках.
Тем не менее, в первом чтении законопроект «О внесении изменения в статью 3 Закона Новосибирской области «Об отдельных вопросах организации местного самоуправления в Новосибирской области» на октябрьской сессии регионального парламента был принят.
Как отметил на заседании министр ЖКХ и энергетики Новосибирской области Евгений Ким, данная мера позволит улучшить управление коммунальным комплексом муниципальных районов, что возможно только с привлечением квалифицированных специалистов. Кроме того, предлагаемые меры снизят убытки коммунального комплекса сельских поселений за счет снижения управленческих расходов. С 2013 года убытки таких предприятий выросли на 14% и превысили 1 млрд. рублей. Управленческие расходы с 2013 по 2015 годы выросли с 2,2 млрд. рублей до 2,6 млрд. рублей (прирост – 18%), а предлагаемая мера позволит снизить их до 1,8 млрд. рублей.
«По-другому мы ситуацию в сельских поселениях не выправим, — заявил министр. — Это не вина глав поселений, не вина людей, которые возглавляют предприятия ЖКХ. Мы не сможем найти в сельских поселениях грамотных специалистов, с которыми можно говорить на одном языке. Оговорюсь – если будет принят этот закон, под его действия подпадут только сельские поселения». Депутат Юрий Зозуля поинтересовался – может быть, дешевле обучить уже работающих специалистов? «Стратегически это было бы выигрышно для развития области», — заявил Юрий Зозуля.
«Сегодня в сельских поселениях порядка 500 предприятий ЖКХ. Если мы снизим их число хотя бы до 100, появится реальная возможность обучать персонал», — ответил Евгений Ким. Депутат Анатолий Жуков задал вопрос – будут ли оптимизироваться и эффективно работающие предприятия? С точки зрения министра, на селе эффективно работающих предприятий ЖКХ просто нет.
«Система коммунального хозяйства на селе сложилась в течение последних 20 лет, — напомнил депутат Сергей Титков. – В конце 90-х годов котельные, теплотрассы, водопроводы, скважины – все бросалось. Все отдавали в сельское поселение, где не было ни денег, ни специалистов, ни полномочий. Вы предлагаете убрать миллиард рублей с сельских жителей – они слишком хорошо живут. Я за этот закон голосовать не буду. В ваших мероприятиях есть пункт – принять объекты ЖКХ в собственность. Многие такие объекты сегодня в собственность не оформлены. На примере одного из сельсоветов могу сказать – для оформления таких объектов в собственность требуется около 200 тысяч. Мы ничего не сэкономим, мы только разрушим то, что создавалось предыдущие 20 лет». Депутат Денис Субботин высказался в поддержку законопроекта. «Я каждый день бываю в Половинном сельсовете. Там насосная скважина сломалась, а глава не может купить новый насос. Нет у него денег. Я предлагаю поддержать предложение областного правительства», — сказал депутат. Вице-спикер Владимир Карпов настороженно отнесся к законопроекту. «Мы не должны забывать, что, к большому сожалению, в сельских поселениях очень много слабых, несостоятельных предприятий системы ЖКХ. На фракции КПРФ мы пришли к следующему – в первом чтении законопроект поддержать, и ко второму чтению подготовить свои предложения. И еще целесообразно ввести закон с июня 2017 года, чтобы не навредить вхождению в зиму», — отметил вице-спикер.
Важность закона отметил и губернатор Владимир Городецкий, подчеркнувший, что смена полномочий — это не предложение министерства, это предложение правительства, законопроект разрабатывался полтора года. «Учитывались не только чисто технические вопросы, но и сложившиеся традиции. Я прошу в первом чтении принять и продолжить дальше профессиональную дискуссию. Подтверждаю – сэкономленные средства пойдут только на улучшение работы жилищно-коммунального хозяйства», — заявил глава региона. Тем не менее, депутаты считают, что спешить не нужно. Юрий Зозуля обратился к областному правительству с предложением начать осуществлять законопроект на нескольких пилотных площадках: «Определить 20-25% районов, наиболее готовых к реализации этого закона, в течение следующего года в этих районах реализовать предложенную модель с учетом сегодняшней моды на концессионные соглашения, — убеждал представителей исполнительной власти Юрий Зозуля. — И, в случае положительного опыта, распространить полученный механизм на территорию все области. Без этого никакие круглые столы и дискуссии не дадут нам реального понимания того, как будет работать такое предложение».
Председатель комитета по строительству, жилищно-коммунальному комплексу и тарифам Майис Мамедов также считает, что спешные решения в коммунальной сфере неуместны: «Мы уже вошли в зиму. И мы не хотели бы, чтобы сейчас, в зимний период что-то меняли. Если смена полномочий произойдет, то однозначно, когда отопительный сезон закончится. У нас будет месяц до рассмотрения закона во втором чтении. Обязательно будем проводить круглый стол, будем приглашать глав районов, пригласим и «отличников» и тех, у кого самая большая задолженность, и тех, кто больше всех кричит. Намерения такие: там, где работает все хорошо – не трогать, где есть вопросы – передать в район. Может быть и такое – глава района берет ответственность на себя и наделяет полномочиями сельское поселение. Конечно, оптимизация будет связана с сокращением управленческих штатов, никто не заберет из деревни кочегаров и не сократит специалистов».
Добавить комментарий