Андрей Шимкив: «Наша задача — привлечь в село инвестиции»

ShimkivAI_GPN-Novosibirsk (2) (1)- Андрей Иванович, Ваше избрание председателем Заксобрания многое значит для аграриев. Возглавляя много лет аграрный комитет Законодательного Собрания, Вы хорошо представляете проблемы сельского хозяйства. Какие направления развития АПК Вы будете поддерживать и проводить в жизнь на посту спикера областного парламента?

— Для меня село и сельское хозяйство – как первая любовь. Долгие годы моя профессиональная деятельность была связана с сельским хозяйством. Я родился в селе Легостаево Искитимского района Новосибирской области. Окончил Новосибирский сельскохозяйственный институт, агрономический факультет, работал главным агрономом, директором совхоза. Сельскохозяйственное производство — это каждодневный труд, результат которого складывается из усилий всех участников. Но, к сожалению, есть много других факторов – погода, наличие оборотных средств у хозяйств, меры поддержки, оказываемой государством. И все их надо увязывать друг с другом, чтобы получать результат. И результат понятный: продовольственная безопасность страны, региона, области. А вот как ее добиться – здесь много вопросов.
- Раз мы заговорили о безопасности, то нельзя обойти вопрос о санкциях, введенных против нашей страны. Каковы, на Ваш взгляд, первые промежуточные итоги работы областного АПК в новых экономических условиях?
— Приведу официальные данные. Производство муки, зерновых, овощных и других растительных культур в Новосибирской области выросло на 40% к аналогичному показателю прошлого года, сыра и сырных продуктов — на 29,4%, мяса и субпродуктов птицы — на 26,9%, мясных полуфабрикатов — на 24,3%. Безусловно, это не только результат санкций, но и эффект от реализации долгосрочной программы поддержки сельхозпроизводителей. Безоговорочно от введения санкций у нас выиграли две отрасли – свиноводство и птицеводство. А вот, к сожалению, на молочной отрасли, это отразилось, скорее негативно. По данным статистики, поступление в страну того же пальмового масла увеличилось на 30%.
- Но, может быть, это проблема потребителей? Многие люди вынуждены покупать такую продукцию. У нас очень много говорится о необходимости развития переработки, однако пока качественные продукты с большим трудом доходят до потребителя. И, по сути, конкуренции нет: или дешево и безвкусно, либо очень дорого.
— Вы абсолютно правы. Я разговаривал со многими руководителями хозяйств, переработчиками, и они все утверждают: пока не перекроем ввоз пальмового масла, у нас не будет цены на молоко. Сегодня закупочная цена держится на уровне 19-20 рублей за литр, а это практически себестоимость, то есть — сколько потратили, столько и получили, на развитие денег нет! Виной тому — суррогатные продукты на основе пальмового масла. Его применение приводит к удешевлению стоимости продукции, но надо выбирать: либо низкая цена, либо здоровье нации. Мы рассчитываем, что закупочная цена на молоко после введения запрета поднимется, а вот цены на продукты, учитывая покупательную способность населения, должны остаться прежними. Возможно, для этого придется ограничить аппетиты торговых сетей. Но при этом мы понимаем, что закрыть возможности поступления пальмового масла не так просто. Потребуются консолидированные усилия. Мы разговаривали с Алтаем, Омском, Кемерово. Это проблема всех и ее решение, на мой взгляд, должно стать одним из импульсов развития молочного животноводства.
- Достаточно много и давно в области говорится о поддержке личных подворий. Как Вы видите решение этого вопроса?
— Сегодня основная задача сельского населения – сдать картофель и овощи. Проблем со сдачей мяса нет. Поэтому необходима программа развития потребкооперации, возможно – региональный закон. Однако надо понимать, что жизнь поменялась: если раньше в деревне кроме РАЙПО никого не было, сейчас появляется много предпринимателей. Необходимо развивать систему закупа. У нас ведь даже забойные пункты далеко не везде есть. А там, где они есть, цены для жителей неподъемные. Аграрный комитет Законодательного Собрания изучает опыт Татарстана, где созданы лицензированные бригады, которые приезжают, производят забой, готовы закупать мясо и субпродукты. Надо проблему решать, она актуальна для людей, которые живут в деревне. И это – мера поддержки населения, то есть тех, кто производит продукты.
- В свое время новосибирские законодатели были в числе первых, кто принял региональный закон о господдержке сельхозпроизводителей. Сегодня его нужно серьезно корректировать. Какие, на Ваш взгляд, перемены должны произойти в этом самом важном для аграриев законе?
— С 2006 года, когда принимался закон, поменялась жизнь, техника стала другой, изменились подходы к инвестиционным проектам. Государственная поддержка аграрного сектора области в последние годы составляет порядка 4 млрд. рублей. Это огромные средства. Но если уж мы вкладываем в аграрный сектор миллиарды рублей, нужно находить именно те направления, которые обеспечат максимальную эффективность. Придерживаться традиций в данном случае — не самое лучшее. Когда мы дотируем покупку техники, выигрывают не сельхозпроизводители, а производители сельхозмашин. Подход должен быть как во всем мире – дотирование на гектар пашни. В последние 5-7 лет большая часть господдержки у нас уходила на строительство больших комплексов. Это неплохо, надо привлекать инвестиции. Но, по мнению большинства аграриев, строительство больших комплексов должно быть вынесено за пределы программы. Сегодня АПК – это та отрасль, где можно зарабатывать большие деньги. Поэтому давайте определимся, кому помогать. Гиганты проживут без нас. Многим из тех хозяйств, которые едва стоят на ногах, вряд ли поможешь. Если уж помогать, так тем, кто работает, вкладывается – это моя позиция.
- Уже известно, что бюджет предстоящего года будет тяжелым. Следовательно, рассчитывать на увеличение объемов господдержки аграриям не приходится?
— Возможности областного бюджета-2016 весьма ограничены. Правда, есть надежда на выделение средств из федерального центра, в частности по программе импортозамещения. Считаю, что и мы, используя свои внутренние ресурсы, можем изменить ситуацию. Прежде всего, создав условия для прихода в регион инвестиций и используя для этого все возможные рычаги: экономические, управленческие, законодательные. Это наша совместная задача, как исполнительной, так и законодательной власти. Сейчас министерство сельского хозяйства проводит инвентаризацию земель, чтобы понимать, кому те или иные земли принадлежат, а какие бесхозные, и это важное условие для привлечения инвесторов. Кроме того, с 1 января 2016 года мы убираем мораторий на приватизацию и продажу земли. Думаю, это тоже станет толчком для инвестирования в сельское хозяйство. Главное сегодня – устранить барьеры, создать максимально благоприятные условия для инвесторов как наших, новосибирских, так и из других регионов. В России не первый раз тяжелые времена. Рано или поздно черная полоса проходит. Но именно от нас зависит, чтобы это случилось скорее, и здесь я могу сказать от имени всех депутатов: мы готовы работать столько, сколько потребуется. Знаете, как в деревне: уж если взялся пахать – то делать надо все сполна и на совесть.

Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>