Журналист, поэт, лауреат…

krivonogov

75 лет отметил Юрий Поликарпович Кривоногов, почетный ветеран редакции газеты «Чановские вести».

«Уважаемая редакция! Получая газету, всегда смотрим с мужем в первую очередь, есть ли статьи с подписью «Ю. Кривоногов». Пишет он интересно, точным, красочным языком. И вот – маленький сборник стихов. Стихов немного, но они составляют прекрасный букет понятных человеческих чувств, изложенных (по-моему) образно, зримо, талантливо. Спасибо автору, и дай Бог ему написать еще не один десяток таких стихов! Дубровина».

Письма схожего содержания – лучшая награда автору. А когда газета проводила анкетирование читателей, то упомянутый журналист непременно характеризовался как автор острых, социально значимых статей. Этому есть и официальное подтверждение. Например, диплом областного конкурса журналистов. В нем сказано: «Награждается Кривоногов Юрий Поликарпович – заведующий отделом редакции газеты «Чановские вести» за глубокую разработку актуальных тем, активную гражданскую позицию».
В р. п. Чаны Ю. Кривоногов приехал с семьей в марте 1981 года, да так и остался на постоянное жительство. К этому времени он успел поработать в газетах всех уровней, прихватив и новосибирское телевидение. Но комфортно он почувствовал себя только в «районке», с ее творческой всеядностью, когда в очередной номер надо срочно сдать материалы на производственную, культурную, спортивную тематику и подготовить письма читателей – от неработающей водоразборной колонки до очередной благодарности волшебникам в белых халатах.
Уже в шестом классе стало ясно, что Юрка Кривоногов – определенный гуманитарий, хотя и по остальным предметам у него оценки были вполне приличные. В этом возрасте он стал активно посещать литературное объединение, которым руководил старейший сибирский журналист и литератор Е. Ф. Иванов. А когда паренек после окончания вечерней школы оказался по комсомольской путевке на Крайнем Севере и работал токарем, судьба свела его с В. К. Черных. Ныне это известный кинодраматург, обладатель «Оскара» за сценарий к кинофильму «Москва слезам не верит», а тогда был заведующим отделом писем в районной газете «Северная правда». Они создали литературный кружок, Ю. Кривоногов много печатался в районной газете, иногда – в областной «Магаданской правде».
Профессиональным журналистом Ю. Кривоногов стал в 1965 году, возглавив сельхозотдел в районной газете «Знамя труда». Ему в этом отношении крупно повезло. Его первым редактором стал настоящий журналист, человек отличных душевных качеств – Михаил Антонович Горохов, которому еще в 1983 году присвоено почетное звание «Заслуженный работник культуры». Времена тогда были для журналистов аскетические. Газета набиралась в прямом смысле по буковке, вручную, и всякое сокращение материалов вызвало у наборщиц бурный протест, мешало нормальному выходу очередного номера. А вся «оргтехника» — блокнот и только что появившиеся шариковые ручки. Но они замерзали на зимнем воздухе, надежней был простой карандаш. А из транспортных средств в редакции долгое время были два мотоцикла: с люлькой и без таковой. Кабинеты редактора и ответственного секретаря отделялись фанерой перегородкой, остальные сотрудники находились в общей комнате с печным отоплением. Телефонная связь осуществлялась через «барышню», отсюда и анекдот:
- Чего это Иванов кричит?
- С соседней деревней разговаривает.
- А по телефону нельзя?
- Он и так по телефону…
По самым скромным подсчетам, за тридцать с лишним лет служения журналистике Ю. Кривоноговым написано не менее миллиона газетных строк, не считая книг. В иные месяцы приходилось выдавать «на гора» до семи тысяч строк: днем – в командировке, до глубокой ночи – работа на уголке кухонного стола, поскольку нормальным жильем семья Кривоноговых обзавелась в Чанах спустя больше десяти лет после приезда. Тогда существовали жесткие требования: сорок процентов материалов – твои, шестьдесят – нештатных авторов. Вот и приходилось, взяв интервью, писать за главных специалистов хозяйств и руководителей среднего звена, доярок, трактористов, строителей, медиков, спортсменов. Получалась массовость, а на деле – пыль в глаза, в угоду существующим нормативам.
Юрию Поликарповичу с юности присуще чувство юмора, настраивающее его на примирительный лад в самой каверзной ситуации.
— Сегодня снова пришлось беседовать с товарищем, который в самом начале предупредил меня, что за его плечами – техникум и большой руководящий опыт, — припоминал он, например, за вечерним чаем.
Парадокс заключался в том, что собеседник как бы подчеркивал свое превосходство и в образовании, и в сфере производства. А у Ю. Кривоногова к этому времени за плечами был Свердловский юридический институт, учеба на факультете журналистики в Уральском государственном университете. Названный товарищ всю жизнь возглавлял коллектив, в котором и в пору расцвета не насчитывалось и тридцати человек. Кривоногов мог бы противопоставить собеседнику свою работу в должности мастера на одном из заводов Новосибирска, где на его производственном участке трудилось около двухсот человек, в том числе семьдесят подростков. Они не хотели ни учиться, ни работать, и мастеру приходилось быть и грузчиком, и такелажником, и мальчиком для битья на пятиминутках у начальника цеха.
Не чурался Кривоногов и общественной работы. На Колыме, работая токарем на авторемонтном заводе, был одним из первых ударников коммунистического труда. Здесь же он возглавил «Легкую кавалерию», предтечу «Комсомольского прожектора», активно участвовал в художественной самодеятельности, с чтением своих стихов, демонстрируя незамысловатые фокусы. Входил во все общественные организации – совет содействия клубу, совет при библиотеке, редколлегию стенной газеты. Работая на заводе имени Чкалова слесарем, был членом бюро комитета ВЛКСМ, возглавлял комиссию по охране общественного порядка. Работая завсельхозотделом в газете Усть-Таркского района, Ю. Кривоногов был избран в состав бюро РК ВЛКСМ.
Побывал на Обском, Черном и Охотском морях, на озерах Чаны, Байкал, Балаш, Иссык-Куль, на реках Обь, Сырдарья, Иртыш, Или, Колыма, Оротукан и нескольких десятков других. А героя своих книг он может поместить в маленькую украинскую деревеньку Тукаля, в поселок Дебин на Колымской трассе, в Камень-Уральский, Ташкент, Магадан, Усть-Каменогорск, Барнаул, Алма-Ату, еще в десятки населенных пунктов, где ему пришлось, долго ли, коротко, побывать.
Он набирался жизненного опыта, катаясь на собачьих и оленьих нартах или на арбе с двухметрового диаметра колесами, запряженной надменным верблюдом? Или пек яйца, присыпав их песком при пятидесятиградусном узбекском пекле? Разве писателю лишне иметь возможность сравнить колымские сопки с южными барханами, стланик – с пальмами? Примерить на себя немецкие унты, таджикский халат, киргизскую шапку, казахский малахай?
Каждый журналист подспудно желает стать писателем, кому удается, кому – нет. Юрий Поликарпович стал литератором лишь после того, как ушел из редакции по достижении пенсионного возраста. Осмотрелся, огляделся и понял, что наступила пора взяться за прозу. Сейчас в его активе десяток отдельных книг: «Рукотворный ад», «Шипы на тюльпане», «Крутая Колыма», «Мертвых замуж не берут», «Змеиный остров» и др., опубликовано много очерков изданных в коллективных сборниках, журналах: «Новосибирск», «Колымские просторы», «Нива (Казахстан)», еженедельнике «Колымский тракт», альманахе «С чего начинается Родина…», в газетах «Советская Сибирь», «Молодость Сибири», «Вечерний Новосибирск», «Приобская правда», «Магаданская правда», «Северная правда», «Транссиб» и др., в журнале «Новосибирск» вышла повесть «Лечение Колымой». Для души автор регулярно пишет миниатюры в «Советскую Сибирь» для рубрики «В десятку», участвует в литературных конкурсах.
Лауреат литературных конкурсов в Новосибирске, Перми, Бердске, Куйбышеве и т.д.
Воспитав пятерых детей, Юрий Поликарпович теперь радуется трем внукам и трем внучкам, совсем не желая, чтоб они повторяли его жизненный путь.

 

Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>