Право на развитие
Заместитель председателя комитета заксобрания НСО по строительству, жилищно-коммунальному комплексу и тарифам, депутат от избирательного округа N 1 Андрей ПАНФЕРОВ убежден, что такой фактор, как удаленность сельских районов от областного центра, не должен влиять на их социально-экономическое развитие.
— Все четыре района — Венгеровский, Купинский, Кыштовский и Чановский, составляющие избирательный округ N 1, находятся на достаточно большом расстоянии от областного центра, и пока мы обязаны считаться с этим отягчающим обстоятельством, — говорит Андрей Борисович. — Конечно, досадно, что географическое расположение того или иного района Новосибирской области сегодня серьезно влияет на его благополучие: это препятствует открытию новых производственных предприятий, мешает созданию новых рабочих мест и так далее. Хотя я считаю, что удаленность районов — не повод свесить руки и отбросить реализацию планов и задуманного. Тем более что есть и примеры обратного. Так, в Чановском районе работают два крупных предприятия (одно из них санаторий «Озеро Карачи», любимое место отдыха новосибирцев), которые позволяют ему быть достаточно привлекательным для инвесторов. Кроме того, эти предприятия дают хорошую прибыль в местную казну.
— Андрей Борисович, возможно, исполнительная власть не хочет вкладываться в новые предприятия на селе, опасаясь незначительной прибыли?
— Пусть так, тем не менее, они будут иметь большое социально-экономическое значение для сельских районов. Важно и то, что налоги с местного производства платились бы в казну Новосибирской области, а не уходили в соседние регионы, где нам приходится закупать ту или иную продукцию. И опять-таки — это новые рабочие места.
Чановский район давно нуждается в перерабатывающем производстве молока и мяса. Сейчас все молоко и мясо оттуда приходится возить опять-таки в Омск, поскольку ни в самом районе, ни поблизости нет перерабатывающего предприятия.
Убежден, что и в наши дни, когда все упирается в рентабельность и окупаемость, у каждого района должны быть свои статусные производственные предприятия.
— Насколько сами районы готовы к появлению новых промышленных предприятий?
— Уверяю вас, что готовы, и уже давно. Сегодня бизнес в районах представлен одними перекупщиками, перерабатывающих предприятий, которые приносили бы реальную прибыль в местную казну, очень мало, а где-то их и вовсе нет, что во многом объясняется невнятной политикой региональной власти. Казалось бы, есть программы, нацеленные на поддержку малого и среднего бизнеса на селе, но люди не знают условий их реализации: насколько власть готова софинансировать проекты, на каких условиях банки выдадут кредиты, какие документы надо подготовить и так далее. И таких вопросов множество.
— В случае создания новых предприятий хватит ли рабочих рук?
— В каждом районе ситуация складывается по-разному. В относительно благополучном Чановском положение лучше, чем в Венгеровском или Кыштовском районах, где не более четверти трудоспособного населения, чему опять-таки есть объективные причины. Не видя перспектив, люди просто-напросто уезжают из районов. Из тех, кто остался, далеко не все идут работать на сельхозпредприятия, которые, кстати, очень нуждаются в рабочих руках. В последние годы сложилась парадоксальная ситуация: достаточно большая часть сельского населения предпочитает жить на пособие по безработице, выплачиваемое местными Центрами занятости. Считаю, что они вполне справедливо заслуживают порицания со стороны своих односельчан, которые работают. На моем округе данная проблема стоит очень остро.
— Сегодня в правительстве области много говорят о программе реиндустрелизации, возможно именно в рамках ее исполнения будут учтены какие-то потребности районов вашего округа……
— Проблема в том, что для участия в подобных программах необходимо софинансирование со стороны муниципальных образований, что практически невозможно с их скромными бюджетами. Чтобы принять участие в программе, район должен показать свою финансовую состоятельность, что в большинстве случаев сделать не представляется возможным. Выход из этой патовой ситуации есть: на какое-то время, хотя бы на год или два, приостановить практику софинансирования со стороны муниципальных образований. Необходимо, чтобы при организации новых предприятий на селе они сами ни рубля не давали из своего бюджета. В противном случае мы лукавим сами перед собой: разрабатываем и предлагаем программы, в которых сельские муниципальные образования априори не могут участвовать. Если и дальше исполнительная власть будем продолжать делать ставку на развитие двух-трех районов области, расположенных в непосредственной близости от города, а остальные останутся за бортом, то в конечном итоге регион придет в упадок.
— В подобной ситуации более остро ощущается потребность в поддержке депутатского корпуса. Андрей Борисович, что удалось Вам сделать в работе по наказам избирателей?
— Если подводить общие итоги, то из всех наказов, данных мне избирателями, удалось выполнить 60-65 процентов, считаю это хорошим результатом. Регулярные встречи с министрами и заместителями губернатора позволяют говорить о том, что диалог с исполнительной властью налажен. Но работы еще много. Мы ни в коем случае не должны прекращать строить детсады, школы и клубы в селах. Я противник и того, чтобы такие заведения, как школы и почтовые отделения, на селе закрывались. Их наличие — это верный признак того, что село живет. И порой этот сильный моральный фактор приводит к приросту в районах молодого населения. В райцентрах актуальной остается и проблема переселения из ветхого и аварийного жилья. И это далеко не весь перечень вопросов, над которыми мы совместно с районными властями работаем. Но хочу особо подчеркнуть – настало время исполнительной власти на уровне Российской Федерации пересмотреть отношение к финансированию сельского хозяйства, его льготного кредитования и отладить четкий, понятный, а главное, скоординированный подход к комплексному развитию сельских территорий.
Добавить комментарий