Особенности народного голосования
Уже более двенадцати лет в нашей стране продолжается реформа местного самоуправления. Все эти годы нарабатывался опыт, в законодательство вносились дополнения и изменения, которые уточняли полномочия и источники финансирования местных администраций, разрешали проблемы, возникающие на практике.
В прошлом году и начале этого года на федеральном уровне был принят ряд поправок, затронувших, прежде всего, порядок формирования органов местного самоуправления. В частности, выбор способа формирования органов местного самоуправления сегодня устанавливается законом субъекта РФ, исходя из региональных особенностей, экономических возможностей муниципальных образований, уровня подготовки управленческих кадров.
Законодательное собрание Новосибирской области вправе установить одну из трех моделей избрания глав муниципальных образований – всеобщим прямым голосованием, местным представительным органом из числа депутатов либо же местным представительным органом из кандидатур, представленных специальной конкурсной комиссией, которую на паритетных началах будут формировать губернатор и депутаты. Причем руководители местной администрации, избранные Советом депутатов по результатам конкурса и на всенародных выборах, не отличаются по своему правовому статусу и объему полномочий.
Есть и свои особенности в зависимости от типа муниципального образования. В муниципальном районе и городском округе половина членов конкурсной комиссии назначается губернатором, другая половина – Советом депутатов муниципального района или городского округа. В поселении – половина членов комиссии назначается главой района, другая половина – Советом депутатов поселения.
Первая модель долгое время считалась основной, но со временем пришло понимание, что выбранный руководитель – не всегда хороший руководитель.
Что касается второй модели, то она действует на текущий момент, например, в Екатеринбурге, где мэр Евгений Ройзман возглавляет городскую Думу и исполняет исключительно представительские функции, а реальные рычаги решения городских проблем находятся в руках сити-менеджера Александра Якоба.
Уже в 2015 году в Омской и Иркутской областях, а также в Красноярском крае, пользуясь представившейся возможностью, по инициативе губернаторов быстро отменили прямые выборы глав муниципалитетов, в том числе и выборы мэров региональных столиц, которые также поддержали предлагаемые изменения. В Новосибирской области к вопросу решили подойти взвешенно. Губернатор Владимир Городецкий, много лет руководивший Новосибирском и возглавлявший Ассоциацию сибирских и дальневосточных городов, инициировал широкое общественное обсуждение. Была создана рабочая группа, в которую вошли как действующие главы муниципальных образований, так и депутаты, и представители правительства Новосибирской области.
Большинство, а именно 27 из 30 глав администраций районов Новосибирской области при поддержке местных Советов депутатов, высказались за вариант, предусматривающий избрание руководителей местных администраций из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией. Мэры Новосибирска и наукограда Кольцово – Анатолий Локоть и Николай Красников – предложили сохранить в своих муниципальных образованиях сложившуюся модель выборов. Как в процессе публичного обсуждения, так и при подготовке правительством законопроекта, всем желающим была предоставлена возможность заявить свою точку зрения. В результате правительству региона удалось разработать достаточно гибкий законопроект, который учитывает позицию профессионалов, которые непосредственно руководят местными органами власти.
Таким образом, согласно проекту регионального закона, в Новосибирской области присутствуют все три модели выборов глав муниципальных образований. Действующая система, при которой мэр избирается всенародным голосованием, сохраняется в Новосибирске и Кольцово. Не произойдет изменений и в Карасуке, глава которого, как и раньше, будет избираться из числа депутатов местного городского Совета. В остальных муниципальных образованиях Новосибирской области предлагается применять третью модель, то есть избрание глав Советом депутатов из числа представленных конкурсной комиссией кандидатов.
6 апреля на заседании правительства Новосибирской области представленный законопроект получил единогласную поддержку, «за» высказался в том числе мэр Новосибирска Анатолий Локоть. Не в последнюю очередь здесь сыграла роль и ориентация областного правительства на поиск компромиссных решений.
По словам губернатора Владимира Городецкого, прокомментировавшего проект областного закона, «Время сейчас не очень простое и предсказуемое. При этой модели избрания глав повысится оперативность принятия решений. Одновременно усилится роль представительных органов власти. Именно они будут избирать главу, и утверждать его отчет о работе за год».
Попробуем разобраться, в чем же плюсы предлагаемых изменений, как они повлияют на нашу с вами жизнь.
Основной аргумент инициаторов законопроекта: выборы глав с участием конкурсной комиссии − это страховка от попадания на ответственную должность случайного человека.
На главах местных администраций лежит огромная ответственность. Им приходится решать целый блок хозяйственных вопросов, контролировать бесперебойную работу социальных служб, заниматься вопросами бюджетирования и реализации целевых программ на подведомственной территории. Это при том, что сегодня порядка 93% доходной части бюджетов районов Новосибирской области формируются за счет субвенций и дотаций из областного бюджета.
Сможет ли неподготовленный человек организовать все эти процессы на должном уровне? Опыт Бердска и города Обь, главы которых в связи с возбужденными в отношении их уголовными делами до конца срока так и не доработали, дает нам отрицательный ответ на этот вопрос. Не стоит забывать и о том, что до вынесения судами решений невозможно ни отстранить незадачливого управленца от должности, ни эффективно вмешаться в непременно нарастающую неразбериху в органах местной власти.
За последние четыре года в Новосибирской области 139 глав досрочно прекратили свои полномочия, так как не смогли управлять территориями, буквально расписавшись в собственной некомпетентности. Местные администрации до избрания нового главы, а это порой весьма длительные сроки, работали фактически при отсутствии контроля и нормальной организации их деятельности. В современных условиях экономической нестабильности попадание неподготовленного человека на пост главы может привести просто к развалу органов местной власти.
Суть деятельности конкурсных комиссий как раз и будет сводиться к анализу управленческого потенциала кандидатов, изучению их профессионального опыта, в том числе, к оценке порядочности претендентов на пост главы.
Депутат Законодательного собрания Новосибирской области Андрей Панферов отметил, что половина из обращающихся к нему граждан требуют снять того или иного главу, «потому что он не просто не соответствует, а плюет на мнение тех, кто его избирал».
В связи с этим стоит заметить, что в случае принятия предлагаемого порядка избрания глав, возрастает ответственность как депутатов, которые формируют половину конкурсной комиссии, так и губернатора региона. Об этом он сам заявил при обсуждении законопроекта на заседании правительства.
Ответственность перед конкретным вышестоящим должностным лицом должна оказаться выше, чем перед фактически обезличенными избирателями, мнение которых после выборов главами, зачастую, грубо игнорируется.
Весомым политическим аргументом в пользу предлагаемой модели выборов глав районов служит то обстоятельство, что отобранный конкурсной комиссией кандидат, позже избранный местным Советом депутатов на должность главы, автоматически может считать себя членом большой команды профессиональных управленцев, во главе которой стоит губернатор региона (половина членов конкурсной комиссии назначается главой субъекта Федерации). Учитывая тот факт, что действующего главу Новосибирской области Владимира Городецкого год назад поддержал при выдвижении президент России Владимир Путин, на новоизбранных глав помимо статусности и неформального политического веса накладывается огромная ответственность при исполнении ими полномочий.
При этом, согласно законодательству, глава остается подотчетным населению муниципального образования; его обязанностью является ежегодный отчет перед представительным органом о результатах деятельности местной администрации. В свою очередь, растет ответственность и местного Совета депутатов как органа, избравшего главу районной, городской или поселковой администрации. Сводится к минимуму вероятность проявления огульной, популистской критики со стороны депутатского корпуса. Возрастает практическая необходимость в совместной продуктивной работе Совета и местной администрации, так как ее глава отчитывается перед депутатами, а народные избранники – перед гражданами. Таким образом, на практике реализуется политический призыв президента Владимира Путина, изложенный им в одном из Посланий Федеральному Собранию: власть должна быть устроена так, чтобы любой гражданин мог дотянуться до неё рукой.
После принятия поправок будет разработан модельный муниципальный акт о порядке формирования конкурсной комиссии и проведении конкурса; приведены в соответствие Уставы муниципальных образований. Жители городов и районов смогут оценить эффективность новой модели уже в самое ближайшее время. Ведь опрошенные нами эксперты считают, что она позволит не только укрепить муниципальный уровень профессиональными кадрами и повысить ответственность глав за принимаемые решения, но и позитивно скажется на уровне развития территорий и в конечном итоге на качестве повседневной жизни каждого из нас.
Н. АНДРЕЕВ.
Добавить комментарий