Объединяя силы
Круглый стол «О приоритетных проектах развития Новосибирской агломерации» прошедший на площадке «Новосибирск Экспоцентра» показал, что агломерационное формирование основной курс развития не только Новосибирской области, но и всей России. Как показывает мировая практика, нет более уверенного профессионального ресурса, как объединение того территориального, человеческого, ресурсного и экономического потенциалов для эффективного развития новых точек роста. О том, к чему пришли эксперты и специалисты в ходе обсуждения читайте в специальном материале.
Экспертное мнение
Круглый стол, ставший стартовым мероприятием в преддверии предстоящего второго форума «Всероссийской конференциипо развитию городских агломераций» который пройдет в конце апреля.
В работе круглого стола принял участие Губернатор Владимир Городецкий. Участниками обсуждения также стали представители Правительства Новосибирской области, федеральных структур, главы муниципальных образований, руководители строительных организаций, представители экспертного и академического сообщества, деловых кругов.
По вопросам развития Новосибирской агломерации, формирования ее транспортного, инновационного, производственного каркаса выступил заместитель Губернатора Новосибирской области Сергей Семка. Начиная свое выступление с общих показателей, Сергей Семка отметил, что перспективная территория агломерации составляет около 10,2 тысячи квадратных километров, в том числе 500,6 квадратного километра — территория Новосибирска. Сюда входят 13 муниципальных образований. Среди них Новосибирск, город Обь, Бердск, Искитим, рабочий поселок Кольцово, а также районы области: Искитимский, Ордынский, Мошковский, Коченевский, Новосибирский, Колыванский, Тогучинский и частично Черепановский. Население агломерации предположительно составит более 2 млн. человек.
«В проекте Новосибирской агломерации определены четыре территории опережающего развития. Во-первых, центральная часть Новосибирска — деловой и административный центр агломерации, место концентрации уникальных культурных и специализированных услуг и торгово-развлекательных центров. Во-вторых, научно-инновационная зона, включающая научно-производственные и образовательные центры: Кольцово и Академгородок. В-третьих, транспортно-логистический узел «Аэросити», созданный на базе международного аэропорта «Толмачево» и включающий промышленно-логистический парк (ПЛП), г. Обь и Марусинскую промзону. В-четвертых, Искитимо-Линевская промышленно-индустриальная зона», — говорит заместитель губернатора Сергей Семка.
Правительство Новосибирской области вместе с муниципальными органами власти, научными и градостроительными учреждениями разрабатывает техническое задание на проведение научно-исследовательских работ по определению основных направлений развития «Наукополиса», «Аэросити» и строительно-индустриальной зоны агломерации. Идет разработка математической модели комплексной транспортной схемы Новосибирска, которая будет положена в основу комплексной транспортной схемы всей Новосибирской агломерации.
Транспортный каркас
В рамках агломерации предполагается строительство Северного и Восточного железнодорожных обходов города Новосибирска, организация скоростного железнодорожного движения между Новосибирском и Омском, Красноярском, Томском, Кемерово. Строительство Восточного и Юго-Западного автодорожных обходов города Новосибирска, а также организация железнодорожного транзитного грузового движения в направлениях на запад, восток, юг и юго-восток.
«В ближайшее время будет подготовлена комплексная транспортная схема. Должен быть сформирован транспортный каркас Новосибирской агломерации, где Новосибирск выступает в качестве транспортного узла, оказывающего влияние на развитие не только близлежащих муниципальных образований, но и соседних субъектов Российской Федерации, — отметил Губернатор Новосибирской области Владимир Городецкий.
Тема круглого стола, это уже не обсуждение представлений, что есть такое агломерация, а четкое видение и практическое понимание приоритетных проектов, которые будут развиваться на территории Новосибирской области.
В первую очередь в поставленных задачах по созданию агломерации стоит создание зон опережающего развития и реиндустриализации экономики Новосибирской области. «На сегодняшний день сформированы рабочие группы по сопровождению и созданию как минимум трех зон опережающего развития, — это «Наукополис», «Аэросити» и строительно-производственный кластер Искитимско-Бердского направления. Каждая из трех намеченных зон опережающего развития уникальна», — резюмировал свое выступление Сергей Семка.
Парковая политика
Одним из признаков успешного развития общества и экономики является занятость населения. Именно высокая концентрация занятости населения в мегаполисах приводит к массе проблем – одна из них высокая транспортная загруженность. Для того чтобы избежать непростительных ошибок необходима системная разработка и локализация центров занятости населения в рамках формирующейся агломерации. Такой системой могут выступить парковые проекты, реализующиеся на территории региона. На сегодня можно выделить как минимум четыре парковых проекта – ПЛП, Технопарк Академгородка, Биотехнопарк и Медицинский технопарк.
«В Промышленно-логистическом парке реализована задача построения эффективных механизмов управления для привлечения инвестиционных проектов. На сегодня более 20 резидентов оценили выгодные возможности, и реализуют свои инвестиционные проекты на территории ПЛП. Если говорить о масштабности проектов, то это перспектива занятости в 2,5 тыс. человек с годовым товарооборотом в 40 млрд. рублей, а при 100% загруженности площадей, товарооборот составит около 77 млрд. рублей при занятости около 5 тысяч человек», — упомянул в свое выступлении генеральный директор открытого акционерного общества «Агентства инвестиционного развития Новосибирской области» Владимир Никонов.
По словам Владимира Никонова, особенность паркового подхода в том, что не просто создаются условия для привлечения инвестиций, асоздаются условия для успешности развития инфраструктуры отдельных территорий.
Аэросити
Сегодня вокруг аэропорта «Толмачево» существуют практически все компоненты для устойчивого промышленного развития проекта «Аэросити». Большое количество логистических операторов, базовая авиакомпания S7, гостиничный и выставочный бизнес, планы по строительству почтово-грузовой «деревни» на базе аэропорта, в которую входят грузовой терминал и международный почтовый узел обмена, а так же строительство в ближайшем будущем почтово-логистического центра «Почты России» на площади 40 тыс. кв. метров с привлечением тысячи рабочих мест.
Однако, по словам генерального директора открытого акционерного общества «Аэропорт «Толмачево» Евгения Янкилевича для успешности развития проекта не хватает бизнес центров, финансовых центров, банковского сектора, а так же современного проекта развития жилого фонда, в том числе города Обь.
«Новосибирск крупнейший за Уралом авиационный центр, входит в тройку лидеров после Москвы и Санкт-Петербурга по пассажирообороту, за год перевезено более 4 млн. пассажиров. На сегодняшний день из аэропорта Толмачево осуществляется 55 международный рейсов и 45 внутренних рейсов, которые проходят по всему Евразийскому континенту. Одним из ключевых факторов развития пассажирских и авиа грузоперевозок, а также сопутствующего бизнеса, является неоспоримое глобальное преимущество Новосибирской области – это выгодное географическое расположение», — отметил в своем выступлении генеральный директор открытого акционерного общества «Аэропорт «Толмачево» Евгений Янкилевич.
По словам Евгения Янкилевича, для того чтобы в полной мере воспользоваться конкурентным преимуществом необходимо детальная разработка транспортного каркаса всей новосибирской агломерации. В случае успешности реализации транспортной схемы, пассажирооборот аэропорта Толмачево может составить более 9 млн. человек, что создаст условия для быстрого развития сферы услуг в кластере «Аэросити».
Промышленно-строительная зона
Размещение промышленного, строительного и индустриального кластера в районе Бердска, Искитима, Линево и Черепаново обусловлено многими факторами.
«Во-первых, наличие залежей высококачественных глиняных пород, мрамора, щебня. За последние годы в этом районе выросло значительное количество предприятий выпускающих современные строительные и отделочные материалы. Во-вторых, развитая транспортная схема, в частности федеральная трасса М-52, наличие подъездных железнодорожных путей, выход к водной магистрали. Одним из ключевых факторов, наличие высококвалифицированной рабочей силы, которая сегодня вынуждена применять свои знания и навыки в Новосибирске затрачивая тем самым большие временные ресурсы для того чтобы добраться на рабочее место», — подчеркнул Олег Малахов, генеральный директор холдинга «Сибирский строитель».
Сопряжение интересов
Подводя итоги круглого стола, Губернатор Новосибирской боласти Владимир Городецкий отметил, что разделяет мнение экспертов о первостепенной важности межмуниципального сотрудничества.
«Думаю, что это один из самых сложных и важных вопросов. Вопрос в том, как нам двигаться, в каких направлениях, чтобы повысить эффективность этого взаимодействия», — подчеркнул Владимир Городецкий.
Владимир Городецкий обратил внимание собравшихся на вопрос сопряжения интересов развития муниципалитетов и развития Новосибирской области в целом. «Агломерационное развитие – это объединение усилий для новых точек роста. Необходимо общее понимание важности координации усилий, прежде всего в управлении земельными ресурсами. Главный вопрос – создание системы межмуниципального взаимодействия. Не нарушая принципов самостоятельности муниципальных образований, при эффективной координации с точки зрения управляемости», – подчеркнул Губернатор Владимир Городецкий.
Алексей Кошляков.
Добавить комментарий