А бой тяжёл и есть потери…
Когда наша семья собирается вместе, то мы обязательно вспоминаем тех, кого давно нет рядом с нами и тех, кого не пришлось даже увидеть. Мой дядя до 2010 года числился в списках без вести пропавших в годы Великой Отечественной войны. Спустя годы нам удалось многое узнать о летчике 307-ой штурмовой авиационной Лидской Краснознаменной ордена Суворова дивизии Николае Савельевиче Водичеве.
Семья, в которой родился мой отец, была большой. В селе Земляная Заимка, откуда были родом все его шестеро братьев и сестра, их знал каждый местный житель. Все дети рано начали работать, а сестра Александра заменила братьям маму, когда та умерла от тяжелой болезни. Папа ее совсем не помнит, но отчетливо вспоминает, как один за другим покидали родной дом старшие братья, слезы сестры, наставления отца.
Братья уходили на фронт. Из семьи Водичевых ушли защищать Родину Владимир, Василий и Николай. Последнему не было еще и семнадцати лет, когда он уехал из деревни. Он мечтал быть летчиком, поэтому и поступил в Бердское военное училище. Спустя три месяца вместе с остальными курсантами был отправлен на фронт. Он тогда даже еще и не догадывался, что больше никогда не вернется на свою малую родину, не увидит самого маленького братишку Виктора, которому обещал привести игрушечный самолетик. Война была в самом разгаре, солдатские треугольники в с.Земляная Заимка приходили лишь от Владимира и Василия, а сестра продолжала ждать вестей от Николая. Он, оказывается, какое-то время переписывался с Владимиром, но в 1945 году связь между братьями оборвалась. После окончания войны с Победой домой вернулись Владимир, а затем и Василий. И лишь Николая никто так и не дождался. За все это время не было ни похоронки, ни одного письма….
……Шли годы. Вот уже мой папа стал семьянином. Но мысли о родном брате его никогда не покидали. Он не верил, что вот так просто мог потеряться человек. Хотя, конечно же, мог. Все- таки шла война, а потери наших бойцов были, к сожалению, большими. Первой начала поиски Николая Водичева моя мама. Она отправила запросы в Бердский военкомат, откуда был призван родственник, затем в организацию «Красная Звезда», которая в 60-70 годы занималась поисками пропавших без вести солдат. Годы шли, но на все ее запросы приходили ответы примерно одинакового содержания: «К сожалению, вашего родственника найти не можем. Пропал без вести». Эти пожелтевшие бумажки до сих пор хранятся у нас дома. Но каждый год, 9 мая, я достаю семейный альбом, и мы вспоминаем наших уважаемых фронтовиков. А папа, которому в этом году исполнится 77 лет, в этот день обязательно смотрит свой любимый фильм «В бой идут одни старики». В этой киноленте главные герои – летчики, такие же молодые ребята, каким был и его брат. И мне, порой, кажется, что папа до сих пор ждет брата с войны……
В 2009 году поисками дяди я решила заняться сама. А вдруг, найду хоть какую — нибудь информацию? Чтобы найти человека, участвовавшего в Великой Отечественной войне, я зашла на сайты www.veterany.org, www.obd-memorial.ru, www.soldat.ru. Здесь размещены базы с фамилиями погибших людей, обнаруженных поисковыми отрядами. Ввела фамилию и имя пропавшего без вести человека и год рождения. К сожалению, на двух сайтах я не получила никакой информации, но не отчаивалась, а продолжала искать. Даже подавала запрос в уникальный интернациональный проект — программу «Жди меня». Но сведений добыть не удалось. Повторяла попытку два-три раза в месяц, ведь базы постоянно обновляются, пополняются новыми данными. В моем списке был еще и Интернет – проект по розыску солдат «Великая Отечественная война». Запрос и имеющиеся сведения о летчике разместила и на этом сайте. И каково же было мое удивление, когда через год 19 марта 2010 года на мою почту пришло долгожданное известие от некого Олега Истомина. Теперь я знаю, что этот человек историк, занимающийся поисковой деятельностью. Он выслал материалы, оповещающие не только о местах боевого пути моего дяди. К документальным материалам были приложены копии его личных документов, а еще сообщалось о предположительном месте захоронения погибших летчиков.
Не скрою, было тяжело читать все присланные документы. Отец, прикрыв ладонью глаза, плакал. Оказывается, мой дядя Николай Савельевич Водичев после нескольких самостоятельных полетов был зачислен в 154-й гвардейский штурмовой Оршанский Краснознаменный ордена Богдана Хмельницкого авиационный полк, который после был переформирован в 307-ю штурмовую авиационную Лидскую Краснознаменную ордена Суворова дивизию. На протяжении всей войны он стойко нес почетное звание сибиряка. На его счету несколько сбитых вражеских самолетов! В апреле 1945 года дивизия была направлена в город Баутцен, который стал полем сражения с 21 по 30 апреля. Именно здесь велись ожесточенные бои, которые продолжались до 8 мая. Тогда погибло 6500 солдат и 350 мирных жителей. В документах указано, что 25 апреля летчик Николай Водичев не вернулся с задания из района Башютц-Ауритц (так написано в донесении, а правильно город называется Баутцен, Ауритц – пригород или деревня. Это недалеко от Дрездена. Прим. Олега Истомина). В этот день в полк не вернулись четыре летчика и четыре стрелка-радиста.
Читать последние строки документов на 9 печатных листах оказалось совсем сложно. Вот, что было написано далее: «Все они числятся пропавшими без вести. Скорее всего, место захоронения вашего дяди найти крайне затруднительно. В опубликованных списках он не значится. Но в г. Баутцен и округе есть восемь братских захоронений. Фамилии многих захороненных там до сих пор не известны. В самой крупной братской могиле из 3000 известно лишь 236 человек. Возможно, среди неизвестных солдат есть и ваш родственник».
Из большой семьи Водичевых сейчас в живых остались лишь мой папа и его сестра Александра Савельевна, которой совсем недавно исполнилось 85 лет. В нашем поселке на стеле Мемориального комплекса высечена фамилия моего дяди, в Книге памяти «Они вернулись с Победой», которая вышла в свет 2011 году, Николай Водичев числится в списке воинов, судьба которых неизвестна. Теперь, спустя годы, известно многое. И наша семья готовит все собранные нами документы и фотографии, чтобы передать в районный краеведческий музей. Пусть подрастающее поколение узнает, что найден еще один солдат той страшной войны. И он наш земляк. Пусть не герой, но человек, который внес свой вклад в наше сегодняшнее мирное время. Я горжусь своими родственниками, которые подарили мне и моим сверстникам счастливое детство.
Надежда Водичева.
Добавить комментарий