Вместо районов – округа

180424

Депутаты Законодательного собрания поддержали создание трёх муниципальных округов – Карасукского, Маслянинского и Татарского. Планируется, что в перспективе округа заменят муниципальные районы.

Сразу три законопроекта об объединении муниципальных образований, входящих в состав муниципального района, и наделении вновь образованного муниципального образования статусом муниципального округа, рассмотрели депутаты комитета по государственной политике, законодательству и местному самоуправлению.

Выступивший с докладом председатель Совета депутатов Карасукского района Новосибирской области Юрий Объедко рассказал, что в состав района входит одно городское поселение и 11 сельских. «Жители района с каждым годом всё больше предъявляют требований к органам местного самоуправления по решению вопросов более комфортного проживания на территориях, – отметил Юрий Объедко. – Но не все наши муниципальные поселения могли положительно решать возникающие проблемы. Особенно это касалось вопросов жилищно-коммунального хозяйства».

По просьбе глав сельсоветов полномочия в сфере ЖКХ уже переданы на уровень района. «Аналогично были переданы полномочия по культуре, спорту, ведению бухгалтерского учёта и другие», – подчеркнул Юрий Объедко. Также на уровень района переданы и полномочия по содержанию внутрипоселковых дорог. Когда в 2012 году появилась возможность объединить администрации района и районного центра, в Карасукском районе ею воспользовались и ликвидировали администрацию райцентра, передав её полномочия району. Основная доля муниципального имущества в поселениях также находится на балансе района. Актуально объединение и на фоне кадровой проблемы, в особенности, для администраций сельских поселений.

Говоря о преимуществах объединения всех поселений района в муниципальный округ, Юрий Объедко отметил, что, по сути, это будет тот же муниципальный район, но без деления на городское и сельские поселения: «Это единая территория. Данная форма преобразования позволит консолидировать бюджетные, административные, кадровые ресурсы для создания наиболее эффективной системы управления. Естественно, повышается эффективность расходования местного бюджета».

Депутаты задали множество вопросов и высказали свои мнения. «Сегодня в поселении человек может заверить документ у старосты. А потом куда-то ехать придётся?» – спросил заместитель председателя комитета Константин Антонов. «А кто сказал, что старосты ликвидируются? – ответил вопросом Юрий Объедко. – Весь комплекс, что был на селе, остаётся. Новый статус у главы поселения – это руководитель территориального подразделения. У него наоборот появляется больше полномочий».

Вице-спикер регионального парламента Владимир Карпов уверен, что с переходом к созданию округов в нашем регионе торопиться не стоит. «Это означает, что для людей в этих поселениях жить может стать труднее в самых простых житейских вопросах», – высказал мнение Владимир Карпов. Он предложил подумать над региональным законом о территориальном местном самоуправлении как пилотном проекте. «Это позволило бы не на весь район проводить укрупнение, а для близких поселений – одного куста, одной территориальной группы, но с сохранением полноценных полномочий», – уточнил Владимир Карпов.

Заместитель председателя комитета Александр Щербак напротив поддержал предлагаемые законопроекты. «Когда в 2019 году у нас в законодательстве впервые появился такой вид образования как муниципальный округ, уже тогда плюсы этого решения озвучивались, и практика их подтвердила, – уверен парламентарий. – А практика довольно обширная. Достаточно посмотреть на наших соседей. Действительно, управляемость и оперативность принятия решений повышается. Единое планирование, единый бюджет, единый кадровый потенциал, экономия бюджетных средств. А те минусы и опасения, которые высказывались в дискуссии, не подтверждаются».

Выбор районов, которые преобразовываются в округа, заместитель председателя комитета считает верным, потому что «они по своему управленческому потенциалу способны стать флагманами этого процесса, у которых потом вся область будет учиться». Александр Щербак напомнил, что де факто районы области уже живут в формате муниципального округа, ведь «среднестатистических доходов сельского поселения хватает только на содержание аппарата администрации». «О какой самостоятельности здесь мы можем говорить?» – задал риторический вопрос депутат.

«При анализе ситуации в других регионах, мы видим, что за 3,5 года количество муниципальных округов на территории Российской Федерации постоянно растёт, – подвёл итоги обсуждения председатель комитета Игорь Умербаев. – Причём, растёт достаточно быстрыми темпами. Это говорит о том, что приобретён положительный опыт. Лично я уверен, что наш опыт будет положительным. Я сторонник того, что есть полномочия, нужна и ответственность. Иначе ответственность перекладывается с одной стороны на другую, и все разводят руками: у района нет денег на разработку проектно-сметной документации, а в области говорят: «у них нет проектно-сметной документации, поэтому мы не можем им выделить финансирование на строительство». Замкнутый круг получается».

Игорь Умербаев отметил, что первые три муниципальных округа в нашей области будут образованы с 1 января 2025 года. А уже через год можно будет оценить результаты этого нововведения.

Инициативу муниципальных районов по преобразованию в муниципальные округа депутаты Законодательного собрания Новосибирской области рассмотрят на апрельской сессии.

Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс