Ждать ли паводок?

Владимир Лаптев

Как регион готовится к весеннему половодью, рассмотрели на заседании комиссии Законодательного собрания Новосибирской области по экологии. Начальник Западно-Сибирского управления по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды Александр Люцигер представил предварительный анализ гидрометеорологических условий.

Осадков за зимний период 2021-2022 годов выпало около и меньше нормы, лишь локально – больше на 16%, температура фиксировалась выше нормативов на 2-3 градуса. Глубина промерзания почвы по данным на конец февраля составила от 39 до 78 см, что меньше многолетних средних значений. Запасы воды в снежном покрове по бассейнам рек Новосибирской области – в среднем от 100 до 115%, исключение – Карасук, где 94%, а в реках Иня и Чулым соответственно 132% и 133% от нормы. Лёд тоньше, чем в предыдущие годы.

«Вскрытие рек в Новосибирской области начнётся во второй декаде апреля, близко или на 2-4 дня ранее многолетних дат, – озвучил Александр Люцигер. – В периоды резкого потепления, в апреле, при интенсивном снеготаянии возможно затопление пониженных участков рельефа местности, разлив малых рек».

Заместитель начальника ГУ МЧС по НСО Виталий Панов сообщил, что в апреле, когда будут активно таять снег и вскрываться малые реки, по наихудшему сценарию подтопленными могут оказаться до 15 населённых пунктов в 12 районах области (Сузунский, Искитимский, Карасукский, Кочковский, Краснозёрский, Маслянинский, Тогучинский, Кыштовский, Северный, Колыванский, Куйбышевский и Новосибирский) и одном городском округе (Искитим). От талых вод возможно подтопление частного сектора во всех муниципальных районах и городских округах.

Виталий Панов доложил о работе групп мониторинга, профилактики, оповещения и эвакуации, проведения аварийно-спасательных работ. Спланированы ледовзрывные работы, распиловка и чернение льда, берегоукрепление, расчистка русел рек, комплексная командно-штабная тренировка с районными комиссиями по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Организованы работы по вывозу снега с территорий населённых пунктов и очистке водопропускных труб.

«Спасибо службе МЧС: они – на острие проблемы», – высказал благодарность сотрудникам МЧС председатель комиссии регионального парламента по экологии Владимир Лаптев.

Депутат Александр Барсуков поддержал: «Службы чётко работают. Один вопрос, который требует регулирования. У нас сброс идёт с гидротехнических сооружений иногда до ноля. И получается так, что народнохозяйственные грузы мы не можем доставить по водному пути. Можем мы прогнозировать и планировать сбросы воды, чтобы поддержать поставку продукции на больший период судоходства по Оби?»

«Рабочая группа по этому обращению возьмёт вопрос на контроль», – прокомментировал Владимир Лаптев.

И.о. министра природных ресурсов и экологии Новосибирской области Алексей Севастьянов доложил о состоянии гидротехнических сооружений (ГТС) региона. В области 101 ГТС, отремонтированы из них 43, в 2022-2023 годах планируют ремонтировать ГТС на реке Каменка в посёлке Ленинский Новосибирского района. Среди проблемных вопросов Алексей Севостьянов назвал оформление в собственность бесхозяйных ГТС в Искитимском, Колыванском, Каргатском, Чановском районах области.

Как обстоят дела на местах, пояснил первый заместитель главы администрации города Куйбышева Александр Бирюков. По его словам, капремонт водозащитной дамбы протяжённостью 32 км на территории города прошёл в 2012-2014 годах, было затрачено порядка 170 млн. рублей. Однако в связи с изменениями в нормативно-правовой базе Куйбышевское ГТС перестало соответствовать требованиям, а чтобы исправить все недостатки, необходимы значительные денежные средства.

«У нас есть просьба, предложение, – обратился к депутатам Заксобрания Александр Бирюков. – Разработать норматив бюджетной обеспеченности, утвердить его на региональном уровне, чтобы мы могли гидротехнические сооружения содержать и вкладывать в них средства, которые будут приходить целевыми в доходную часть бюджета. Либо создать на уровне области какое-то специализированное предприятие, что позволит более эффективно использовать эти ГТС. Когда сооружения будут эксплуатироваться одним собственником, комплексно, тогда будет понятна и просчитана вся гидравлика, сейчас такой системы нет».

Депутат Игорь Умербаев привёл пример: «В 1986 году в Кочнёвском сельсовете Татарского района была построена дамба, земляной вал, в 2015 году она была оформлена в собственность администрации сельсовета. В сентябре 2021 года Сибирским управлением Ростехнадзора была проведена проверка, составлен акт обследования и вынесено административное наказание». Игорь Умербаев видит суть проблемы в том, что своих специалистов по содержанию и оформлению документации на ГТС в муниципалитетах нет, нет и финансирования на содержание дамб и плотин.

Депутат регионального парламента Денис Субботин считает необходимым передать ГТС в областную собственность. «И тогда все работы по обеспечению безопасности ГТС в области будут вести люди, профессионально подготовленные, – уверен Денис Субботин. – И мы не будем ставить муниципалам непосильные для них задачи».

Для решения сложившейся проблемы необходимо продумать чёткий механизм, резюмировал председатель комиссии Владимир Лаптев. «Все эти береговые сооружения должны управляться ведомством, где были бы специалисты, был бы бюджет, – подчеркнул он. – Только на проектно-сметную документацию нужно 35 млн. рублей – где городскому бюджету, например, Куйбышева взять такие деньги? На уровне муниципальных образований, и районы на этом заострили внимание, проблему не решить».

Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс