Знай свои права
КТО ОПЛАЧИВАЕТ ЭКСПЕРТИЗУ
«В подарок жене купил мультиварку. Использовали два раза, на третий раз она просто не включилась. Обратился в магазин для возврата денег, но принимать товар без экспертизы они отказались. Управляющий магазина заявил, чтобы я проводил независимую экспертизу за свой счёт, так как считает, что поломка произошла по нашей вине. Кто в такой ситуации по закону должен оплачивать проведение экспертизы?»
- По смыслу положений п.п. 5,6 ст. 18 Закона РФ «О защите прав потребителей», в случае спора о причинах возникновения недостатков в товаре продавец обязан по требованию потребителя провести экспертизу товара. При этом экспертиза проводится за счёт продавца, который отвечает за недостатки товара (при условии действия на него гарантийного срока на момент предъявления потребителем требования о возврате денежной суммы) — если не докажет, что они возникли после передачи товара потребителю вследствие нарушения потребителем правил использования, хранения или транспортировки товара, действий третьих лиц или непреодолимой силы.
ТРЕБУЙТЕ КОМПЕНСАЦИИ МОРАЛЬНОГО ВРЕДА
«Вечером после работы зашел в ресторан с коллегами отдохнуть, обслужили отвратительно, а когда мы сделали персоналу замечание, то нам ещё и нагрубили. Мы оставили в книге жалоб заведения шесть критических записей. Но, судя по рассказам знакомых, которые побывали там следом, ничего не меняется. А зачем же тогда закон обязывает предприятия общепита заводить эти книги?».
- Согласно п. 8 Правил оказания услуг общественного питания, утверждённых постановлением РФ, исполнитель обязан иметь книгу отзывов и предложений, которая предоставляется потребителю по его требованию. Данная норма носит императивный характер, то есть подлежит обязательному исполнению вне зависимости от того, реагируют ли руководители организаций общественного питания на отзывы граждан в отношении низкой культуры обслуживания со стороны их работников или нет. Следует иметь в виду, что оставление посетителями ресторана записей в книге отзывов и предложений не может подтверждать факт ознакомления с ними руководителя (должностного лица) ресторана. Для этих целей потребитель вправе направить по почте, в адрес местонахождения исполнителя (юридическое лицо или индивидуальный предприниматель) претензию с уведомлением о вручении, в которой может изложить требования в отношении недостатков услуги общественного питания, установленные ст. 29 Закона РФ «О защите прав потребителей», а также потребовать компенсации морального вреда, причиненного проявленной грубостью обслуживающим персоналом (ст. ст. 151, 1102, ГК РФ).
По материалам Управления Роспотребнадзора.