Знай свои права
ПРИНУДИЛИ ПЛАТИТЬ ЧАЕВЫЕ
«Мы с мужем ужинали в ресторане и после того, как оплатили счёт, нас заставили дать ещё и чаевые, хотя обслуживание нам, честно говоря, не понравилось. В ресторане сказали, что мы обязаны заплатить минимум 10% от стоимости заказа. Разве закон обязывает это делать?»
- Стороны свободны в заключение договора, исполнение которого должно оплачиваться по цене ими согласованной (п. 4 ст. 421, п. 1 ст. 424 ГК РФ) Применительно к сфере услуг общественного питания, потребитель оплачивает исполнителю услуги, в соответствии с условиями договора о их цене, указываемыми в меню, прейскуранте цен, при этом исполнитель не вправе требовать уплаты чаевых в обязательном порядке.
ЭЛЕКТРОПЕЧЬ В «НЕХОРОШЕМ» ПЕРЕЧНЕ
«Приобрёл в магазине бытовой техники очень дорогую электропечь. В течение гарантийного срока она сломалась. Расторгать договор купли-продажи не хочу, т.к. долго искал именно этот товар. Сдал печь в ремонт. Могу ли я попросить печь из подменного фонда — на время пока моя печь будет в ремонте?»
- Нет, постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 г. № 55 утверждён Перечень товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара (далее – Перечень). Электропечь входит в данный Перечень.
ЦЕНА ПО ДОГОВОРУ НЕ «ПЛАВАЕТ»
«Пришла в платную стоматологическую клинику. Но при заключении договора мне сказали, что его стоимость не окончательная и может в дальнейшем поменяться. Это законно?»
- Согласно п.п. 16, 17 Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг, утверждённых постановлением Правительства РФ от 04.10.2012 г. № 1006 (далее — Правила), договор об оказании платных медицинских услуг заключается между потребителем (заказчиком) и исполнителем в письменной форме, который в том числе должен содержать стоимость платных медицинских услуг, сроки и порядок их оплаты. В случае если при предоставлении платных медицинских услуг требуется предоставление на возмездной основе дополнительных медицинских услуг, не предусмотренных договором, исполнитель обязан предупредить об этом потребителя (заказчика). Без согласия потребителя (заказчика) исполнитель не вправе предоставлять дополнительные медицинские услуги на возмездной основе (п. 2 Правил). Таким образом, исполнитель обязан оказать услугу по цене, предусмотренной договором.
ОПАСНАЯ ДРЕЛЬ
«Приобрёл в магазине дрель, дома проверил в работе, а она как «взрывается» — резко начинает работать, у неё неплавный спуск. Обратился в магазин с просьбой поменять, а продавец утверждает, что это моя вина, что я неправильного её эксплуатировал, нанёс механическое повреждение. Что мне делать в такой ситуации, могу я как-то доказать, что это не моя вина, а брак?»
- Подтвердить или опровергнуть наличие в товаре недостатка, за который отвечает продавец (изготовитель, импортер, уполномоченное ими лицо) может только экспертиза товара, осуществляемая аккредитованными для этих целей организациями. Экспертиза проводится по требованию потребителя и за счёт продавца, если требование о замене товара предъявлено потребителем в течение действия гарантийного срока, установленного на дрель, по истечении такого срока, бремя обеспечения доказательств о продаже товара ненадлежащего качества лежит на потребителе (п. 6 ст. 18 Закона РФ «О защите прав потребителей»).
ЛОЖНАЯ ДИАГНОСТИКА
«Проходила УЗИ-диагностику в одной из поликлиник. Доктор выдала заключение, что патологии не обнаружено. Я не поверила и прошла ещё обследование в другой клинике, где выдали противоположный результат. Теперь я прохожу лечение. Можно ли вернуть деньги за первую, некачественно оказанную услугу?». И как это сделать?
- Требование о возврате денежной суммы за услугу будет обосновано, если экспертиза подтвердит её существенный недостаток (п. 1 ст. 29 Закона РФ «О защите прав потребителей»).
ДЕНЬГИ ПОТЕРЯЛА В ИНТЕРНЕТЕ
«Купила одежду в Интернет-магазине, но мне прислали не мой размер. Хотела вернуть деньги, но мне сказали, что это невозможно. Могу ли я куда-то пожаловаться? Сумма — то ушла совсем немаленькая…».
- Согласно понятиям, закреплённым в преамбуле Закона РФ «О защите прав потребителей» (далее – Закон) недостатком товара признается товар, несоответствующий договору (выбранному, заказанному потребителем на сайте продавца). Нарушение условий договора влечёт для продавца гражданско-правовую ответственность по удовлетворению требований потребителя, предусмотренных п. 1 ст. 18 Закона (в том числе о замене товара или возврате уплаченной за него денежной суммы). В этой связи, по факту продажи товара, несоответствующего договору, Вы вправе направить претензию продавцу и при неудовлетворении им в добровольном порядке вышеуказанных требований – обратиться в суд.
ШТРАФЫ НА ТУРИСТОВ НЕЗАКОННЫ
«Может ли турфирма требовать штраф за отказ от путёвки в размере 100% от стоимости тура?»
- Нет. Возмещение потребителем каких-либо размеров штрафов, неустоек, убытков, в связи с отказом им от исполнения договора законодательством о туризме и защите прав потребителей не установлено.
РАЗОЧАРОВАЛИСЬ ОТДЫХОМ
«Мы купили тур на двоих, в него входило всё: перелёт, отель, экскурсии, питание и т.д. И все эти услуги по факту не соответствовали заявленным. Отель оказался классом обслуживания ниже, питание скудное, приходилось тратиться на кафе и столовые. Можно ли получить компенсацию с турфирмы?»
- Да, можно. В силу ст. ст. 309, 393, 151 ГК РФ, ст. ст. 12, 15, 29 Закона РФ «О защите прав потребителей», Вы вправе требовать возмещения убытков, компенсации морального вреда, причинённых оказанием услуг, не соответствующих потребительским свойствам туристского продукта, указанным в договоре и (или) информации, предоставленной турагентом (туроператором) при заключении договора.
По материалам управления Роспотребнадзора.