«Списать» — не получится
Рассмотренный в Законодательном Собрании законопроект фактически начинает пилотный проект по строительству жилья для детей-сирот. Представленный правительством законопроект рассмотрели сразу два комитета Законодательного Собрания Новосибирской области – по строительству, жилищно-коммунальному комплексу и тарифам и комитет по культуре, образованию, науке, спорту и молодёжной политике.
Ситуация с обеспечением жильём детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, как говорят, оставляет желать лучшего. По данным министерства труда и социального развития, на сегодняшний день в области число детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте от 18 лет и старше – 4722 человека. Ежегодно для их обеспечения жильём приобретается порядка 300-350 квартир, при этом общая численность данной категории пополняется ежегодно примерно на 500 человек. Очередь не сокращается – прирастает.
«У меня есть обращение от жительницы Барабинского района, — поделился с коллегами депутат комитета по культуре, образованию, науке, спорту и молодёжной политике Евгений Гутов. – Она встала на очередь 5 лет назад. За это время закончила колледж культуры и искусства, создала свою семью, а жилья всё ещё не имеет».
Первый заместитель Председателя Законодательного Собрания Андрей Панфёров обратил внимание на имеющиеся факты низкого качества предоставляемого жилья: «В общественную приёмную Заксобрания идут жалобы, главы районов об этом говорят. В ряде районов, когда подходишь к таким домам, сразу возникает вопрос, а как люди здесь живут? 44-ФЗ, даёт, к сожалению, лазейку для неприглядных маневров. Министерство обязано обеспечить качество жилья для сирот на должном уровне».
Ситуация требует кардинальных перемен. А в первую очередь нужно научиться управлять этим процессом, высказал позицию Правительства области министр финансов и налоговой политики Виталий Голубенко. «Чтобы не было так: районам деньги поделим, они мучаются, ищут варианты — то нет жилья по факту на вторичном рынке, то нет жилья, соответствующего нормативу (в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населённого пункта, исходя из нормы предоставления площади жилого помещения не менее 30 кв. метров общей площади на одного человека). А потом осенью начинаем перераспределять выделенные на эти цели деньги, чтобы к концу года хотя бы общее освоение было удовлетворительное. В итоге даже те немногие средства, которые на эти цели выделяются, они из года в год не осваиваются».
Изменить ситуацию должен рассмотренный депутатами законопроект с длинным названием — «О внесении изменений в статью 1 Закона Новосибирской области «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и Закон Новосибирской области «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Новосибирской области отдельными государственными полномочиями Новосибирской области по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству, социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Законопроект предусматривает закрепление за министерством строительства области полномочий по строительству (формированию специализированного фонда) жилых помещений для предоставления данной категории граждан, а также право разъяснения органам местного самоуправления по вопросам строительства жилых помещений, проведения контрольных мероприятий за осуществлением указанных полномочий и расходованием финансовых средств.
«Предполагается, что средства субвенций будут распределяться между двумя главными распорядителями бюджетных средств – Минстроем и Министерством труда и социального развитияна основании заявок муниципальных образований в случае отсутствия или недостаточности жилья на вторичном рынке, а также при наличии сформированных земельных участков для строительства в муниципальных образованиях, — пояснил министр строительства Иван Шмидт. — Минстрой будет организовывать строительство жилых помещений по специально разработанным проектам на территории сельских муниципальных районов по принципу опережения на один год. Строительство будет контрактоваться до начала финансового года на основании закона о бюджете на текущий год и плановый период. Технический надзор за качеством строительства со стороны Управления капитального строительства НСО позволит сдавать помещения в эксплуатацию в планируемые сроки и с надлежащим качеством».
В настоящее время, сообщил министр строительства, в двадцати муниципальных образованиях области отсутствует действующее разрешение на строительство многоквартирных жилых домов, в 25 муниципальных образованиях отсутствуют свободные квартиры для предоставления детям-сиротам. «Мы идём по пилотному проекту строительства служебного жилья. В 2019 году работа шла успешно, построено порядка 100 квартир». Иван Шмидт отметил, что цена строительства «квадрата» служебного жилья с отделкой — 45,7 тыс. рублей, что ниже средней цены приобретаемого жилья. «Сейчас предстоит большая аналитическая работа – проработать перспективу, исходя из стоимости «квадрата», оптимальных проектов, наличия земельных участков, инженерной подготовки территории», — заметил Иван Шмидт.
«Логика законопроекта понятна. Где есть жилье, пригодное для обеспечения детей-сирот, — будем покупать. Где нет – строить, — подытожил обсуждение председатель комитета по культуре, образованию, науке, спорту и молодёжной политике Вениамин Пак. — Как понимаю, у других регионов подобный вариант посмотреть невозможно. Идём по пути ноу-хау». Отработкой всех юридических нюансов законопроекта, сообщил депутат, займётся рабочая группа, чтобы на июльской сессии закон можно было принять в двух чтениях. «Чтобы быстрее можно было начать работать, — подчеркнул Вениамин Пак. — А там надо уже другой вопрос ставить – добавлять на эти цели денег, чтобы люди быстрей могли получить жильё».
Добавить комментарий