И результатом маленьких побед для логопеда станет чёткое: «Привет!»
В каком возрасте ребёнок начинает выговаривать все звуки? Есть ли у родителей повод для беспокойства, если малыш невнятно говорит или ему никак не поддаётся коварный звук «р»? Нужен ли в таком случае специалист, я узнала, побывав в детском саду № 4 на занятии учителя-логопеда Н.А. Осинцевой.
В детстве Нина, как и большинство девочек, мечтала стать сначала врачом, потом учителем. Близкие так и думали, что она пойдёт по стопам мамы, которая в своё время преподавала в Озерокарачинской школе. Профессию учителя выбрала и старшая сестра. А Нина, как признаётся сейчас, совместила в одной профессии две. После окончания Озерокарачинской школы она поступила в НГПУ на факультет «Педагогика и психология детства», после успешного окончания которого, из его стен вышла квалифицированным учителем — логопедом.
— Получить опыт работы решила в детском саду г. Новосибирска, где работала воспитателем в логопедической группе, — рассказывает Нина Александровна. – Через год приехала в родной район, где пару лет отработала в детском санатории, а по совместительству в местной школе. Но так сложилось, что меня порекомендовали в качестве логопеда в детский сад № 4. И вот с 2014 года я работаю здесь, чему очень рада.
Перед началом своего урока Н. А. Осинцева пояснила мне, что логопед в детском саду — это неотъемлемая часть воспитания и развития малышей. В последнее время в дошкольные учреждения приходит всё больше детей, которые говорят, но на «детском наречии», понятном лишь им одним. Сначала родители умиляются первым неправильностям и своеобразию речи своего малыша, записывают их и пересказывают друзьям. Однако вряд ли какой родитель согласится, чтобы эти «милые недочёты» остались в речи его отпрыска навсегда. И она справедливо считает, что виной всему занятость родителей и увлечённость детей гаджетами. Ребёнок мало общается и как итог – малограмотная речь.
— В некоторых случаях нарушения развития речи весьма незначительные, и ребёнок не очень четко выговаривает лишь несколько отдельно взятых звуков. Но бывает и так, что речь практически непонятна. Кроме трудностей с произношением звуков, у малышей наблюдается снижение фонематического слуха и нарушение слоговой структуры слова, — посвящает в профессиональные нюансы Нина Александровна. — Очень часто эти нарушения сопровождаются недостаточной сформированностью психических процессов, таких как память и внимание. Таким детям рекомендуются занятия и с логопедом, и с психологом, а иногда и с неврологом.
Педагог отмечает, что невнимание взрослых к недостаткам речи ребёнка часто имеет весьма отрицательные последствия. Когда дошкольник пойдет в школу, все проблемы с речью, нерешённые в раннем возрасте, подрастут вместе с ним. Неправильное звукопроизношение может привести к трудностям в овладении письмом и чтением.
Свои занятия она строит в зависимости от личностных особенностей, характера и потребностей каждого ребенка. Она может заниматься с малышом индивидуально, корректируя не только его речь, но и психологическое состояние, определяя проблемы и работая над ними. А когда ребёнок будет готов — помогает ему общаться с другими детьми, учит взаимодействовать в коллективе на групповых занятиях. Также логопед проводит и подгрупповые занятия. Работает логопед, опираясь на ведущую деятельность ребёнка — игровую. Через игру ребенок учится выполнять артикуляционную гимнастику, правильно произносить звуки, чётко проговаривать сложные слова, составлять предложения и рассказы.
Говорят, что логопедия — это специальность на стыке медицины и педагогики. Логопед должен знать биологию, физиологию человека, психологию, педагогику и много чего ещё, что может понадобиться в работе. И тут важно всё: философия, энергетика, артистизм, умение разыграть кукольный спектакль, сочинить что-то с ходу. Наверное, благодаря многим умениям и навыкам, а так же, накопленному за девять лет работы опыты, в прошлом учебном году Нина Александровна решила попробовать свои силы в районном конкурсе педагогического мастерства «Воспитатель года».
— Меня поддержали коллеги и моя семья, — говорит собеседница. — Муж помогал делать карточки, старший сын что-то распечатывал на компьютере, а самый маленький повторял за мной незатейливые фразы и звуки. Мои домашние стали первыми, на ком я опробовала мастер-класс по теме «Артикуляционная гимнастика». Наверное, этот мастер-класс для меня в конкурсе был очень важен, ведь проводила я со взрослыми людьми.
По итогам всех испытаний Нина Александровна стала лучшим воспитателем года. На региональном этапе конкурса, который проходил в областном центре, она достойно представила Чановский район, привезя с собой диплом участника и нагрудный знак – серебряную жемчужину.
— Вы любите свою работу?
Нина Александровна ответила не задумываясь: «Это источник неожиданных поводов для удивления и восхищения. А награда — успехи моих подопечных».
Надежда КОРЕНЕВА.
Добавить комментарий