В служении и любви
Недавно настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы протоиерей Николай Тукуреев скромно отметил 20-летие хиротонии–таинства рукоположения в сан священника. Поздравив отца Николая с этой датой, наш корреспондент попросил ответить настоятеля храма в р. п. Чаны на несколько вопросов.
- У каждого христианина путь к Богу, к храму нередко складывается по-своему. А как главный выбор сделали Вы, отец Николай?
— Я не помню того момента, который бы стал решающим. Но уже лет в восемь–девять я испытывал интерес к вопросам веры. Очень многое, если не всё самое главное, воспринимается детьми от родителей. Мои отец и мама не были очень набожными. Однако их речь в тех или иных жизненных ситуациях содержала обращения к Богу за поддержкой. Какие-то православные традиции, заложенные предшествующими поколениями, соблюдались в нашей семье. Мы, например, всегда отмечали Праздник светлой Христовой Пасхи. В моей памяти запечатлелось, как мы с отцом по льду ещё замёрзшего Енисея идем на остров, чтобы нарезать к празднику веток вербы.
В доме у нас висела небольшая икона. Мама в каких-то трудных моментах жизни обращалась к Богу за поддержкой. И это тоже не могло не отложиться у меня в душе. А когда я стал постарше, то вместе с приятелем стал ходить в местный храм. Церковь была сельская, небольшая. Даже священника у нас не было. Всем руководил церковный староста Павел Стратонович. Местные верующие собирались в храме, читали Евангелие, возносили Богу молитвы. Службы чаще проводил Павел Стратонович. А я, даже не будучи ещё крещеным, любил бывать на таких службах. С интересом читал имевшиеся при храме книги. Никто нас не завлекал, ни к чему не обязывал. Мы с приятелем сами проявляли интерес и исполняли послушание при храме. Убирали снег, кололи дрова. Во время одного из миссионерских посещений нашего храма священником я принял обряд крещения. Так определилась моя дальнейшая жизнь.
- Призвание священнослужителя обусловлено специальной подготовкой, обучением. А где учились Вы?
— Мне довелось учиться в Духовной семинарии в городе Томске в 1994-1998 гг. Для меня это было время интересных открытий многовековых знаний об истории Христианства и Русской православной церкви, постижение великой истины о Божественном происхождении всего сущего на нашей Земле и о том, что и кто движет событиями, происходящими с людьми, народами и государствами. Два десятка лет назад, 14 сентября меня рукоположили в сан диакона. Затем в составе группы таких же, как я, будущих священнослужителей, мне довелось совершить паломническую поездку по святым местам. Мы побывали в Италии, в Турции. А после возвращения на Родину, 26 октября, я прошел таинство рукоположения в сан священника. Согласно Катехизису, священство есть таинство, в котором через святительское рукоположение (хиротонию) на правильно избранного нисходит Святой Дух и поставляет его совершать таинства и пасти стадо христиан. Если проникнуть в образную суть словесных выражений, рукоположение позволяет священнику вести службы в храме, заниматься проповеднической деятельностью, а также исполнять другие обязанности священника.
- А помните, что Вы испытали во время и после рукоположения?
— Это был особый подъем душевных сил, особое, ни с чем не сравнимое, воодушевление. Проявлялось оно в моменты проведения службы в храме, в исполнении других обязанностей священника.
- Мы живем в очень непростом мире. СМИ обрушивают на наше сознание огромный поток информации о драматических, нередко о кровавых событиях. Человеку становится все труднее разобраться в том, что хорошо, а что плохо. Есть немало людей вокруг нас, которые готовы в любой момент проявить необъяснимую злость и агрессию по отношению к другим людям. А ведь были времена, когда доброта человеческая казалась естественным и всеобщим качеством. Что происходит?
— Человеческая доброта, любовь, благочестие, способность к подвижнической помощи другим людям произрастают не на пустом месте. Столетиями общество, окормлённое святой верой в Бога, активной духовной и просветительской деятельностью Русской Православной Церкви, было устремлено к нравственному усовершенствованию. Верующим людям прививались лучшие человеческие качества, завещанные Богом. Годы безбожия во многом подорвали духовные и моральные устои в обществе. Еще хуже стало в 90-е годы, когда открылись шлюзы для потоков всего непотребного, ворвавшегося в нашу жизнь с Запада. Там давно и гораздо в больших масштабах произошла утрата истинных ценностей. В общественном сознании россиян возникла некая «зона турбулентности». Для многих людей «распалась связь времен» и произошла потеря нравственных ориентиров. Погоня за деньгами, другими идолами для кого-то обернулась моральным падением и болезнями души.
- Отец Николай, а как защититься от этих бед?
— Те, кто посещает храм, регулярно участвуют в божественных службах, знают о возможностях получения особой поддержки свыше. Вместе с Божественной благодатью в души людей входят мир и гармония. А человек, духовно здоровый, в своих отношениях с окружающим миром, с другими людьми всегда руководствуется лучшими человеческими качествами, о которых мы говорили ранее.
- Совсем недавно у вас была еще одна возможность укрепиться духовно – осуществить паломническую поездку по святым местам. Расскажите, как Вы совершили такую поездку.
— Эта произошло в составе паломнической группы из России. Нас было 32 человека. Из нашей епархии поездку на Святую Землю совершил Епископ Каинский и Барабинский Феодосий. Очень важным обстоятельство было то, что поездка пришлась на время празднования Преображения Господня. Мы побывали в Иерусалиме, поклонились гробу Господню, участвовали в службе на Святой горе Фавор. Нам довелось посетить службу в Храме Рождества Христова в Вифлееме. Нас принял Патриарх Иерусалимский Феофил.
Эта поездка оставила в душе неизгладимый след на всю жизнь. Паломническая поездка принципиально отличается от обычной, туристической. Паломничество — не отдых, не погоня за впечатлениями. Это определенный духовный труд, нацеленный на приобщение к Святым Ценностям. Для меня очень важно было и то, что вместе со мной Святые места посетили матушка и трое наших детей. Очень хочется верить, что это окажет на них благостное воздействие.
- Подобные события в жизни любого человека обязывают его задумываться о человеческом предназначении, о выборе пути.
— У священника предназначение состоит в служении Богу и любви к людям. Впрочем, это прямо относится к жизни и выбору каждого человека. Исполнять Божественные заветы и любить своих родных, близких, свой поселок, свой народ, Родину. Разве есть что-то лучше этого?
Беседовал
В. КОРОБОВ.
Добавить комментарий