Роспотребнадзор информирует. О защите прав потребителей в сфере финансовых услуг

lawyer1

Управление Роспотребнадзора по Новосибирской области участвовало в судебном процессе для дачи заключения по делу в целях защиты прав потребителя, обратившегося в Новосибирский районный суд Новосибирской области с иском к Акционерному обществу «Военно-Промышленный банк» (далее — АКБ «ВПБ» (ЗАО), Банк).

Основанием для иска послужило неудовлетворение в добровольном порядке требования потребителя о возврате незаконно взысканной денежной суммы (комиссии) за зачисление денежных средств, поступающих безналичным путем со счетов юридических лиц, индивидуальных предпринимателей на счет потребителя. На открытие счета, выпуск и обслуживание международной банковской карты потребителем был заключен с Банком договор путем подписания соответствующего заявления- обязательства.

Судом установлено, что утвержденные Банком Правила комплексного банковского обслуживания физических лиц (далее — Правила) предусматривают раскрытие информации о внесенных в одностороннем порядке изменений в договор и тарифы путем размещения на официальном сайте Банка или в системе «Интернет-Банк», на информационных стендах в структурных подразделениях Банка, при этом, моментом ознакомления потребителя с указанной информацией считается момент, с которого такая информация стала доступна для потребителя.

Суд, исследовав материалы дела, заключение по делу, данное Управлением, признал недействительными утвержденные Банком Правила в части порядка внесения в одностороннем порядке изменений и дополнений в тарифы, утверждения тарифов комиссионного вознаграждения АКБ «ВПБ» (ЗАО) за расчетно-кассовое обслуживание физических лиц в Банке.

Суд указал, что в силу положений действующего законодательства Российской Федерации (ст. ст. 310, 422, 452, 858 ГК РФ, Закона РФ «О защите прав потребителей»), по договору заключенному между сторонами, Банк не может в одностороннем порядке увеличить или установить комиссионное вознаграждение по операциям, связанным с внесением денежных средств на счет потребителя, поступающих со счетов индивидуальных предпринимателей (юридических лиц), открытых в других банках. Также Банк не вправе возлагать обязанность и ответственность на потребителя по контролю за правильностью отражения операций по счету, поскольку получение сведений о цене услуг, проверка операций по счету и предъявление претензий является правом, а не обязанностью гражданина (ст. ст. 161, 836 ГК РФ, ст. 30 Федерального закона от 02.12.1990 N 395-1 «О банках и банковской деятельности», Закон РФ «О защите прав потребителей»).

Суд принял решение о взыскании с Банка в пользу потребителя денежных средств в размере незаконно списанной комиссии, процентов за пользование чужими денежными средствами, в соответствии со ст. 395 ГК РФ, компенсацию морального вреда, расходов за оказание услуги по составлению искового заявления, штрафа за несоблюдение в добровольном порядке требований потребителя.

С. А. Коробицына,

главный специалист эксперт ТО Управления Роспотребнадзора по НСО в Чановском районе.

Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>