Управление Росроспотребнадзора по Новосибирской области в рамках рубрики «Вопросы-ответы» приводит ответы на наиболее распространенные вопросы потребителей

Вопрос: «Купили комплект постельного белья в подарок молодоженам, но оказалось, что пододеяльники не подходят по размеру. Можно ли обменять его?»

Ответ: Постельное белье, согласно Общероссийскому классификатору продукции, является «Изделием бельевым» (код 854300), которое входит в Перечень товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.1998 № 55 (п. 5), следовательно, обменять его не вправе.

Вопрос: «Приобрел холодильник со сроком гарантии 1 год, в конце гарантийного срока холодильник сломался, в гарантийной мастерской продержали холодильник 2 месяца, а потом потребовали оплатить ремонт, мотивируя это тем, что гарантийный срок уже кончился. Правы ли работники мастерской?»

Ответ: Работники мастерской не правы. В соответствии с п. 1 ст. 19 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее – Закон), потребитель вправе предъявить предусмотренные статьей 18 указанного Закона требования в отношении недостатков товара (в том числе, о безвозмездном их устранении, то есть гарантийном ремонте товара), если они обнаружены в течение гарантийного срока, установленного на товар. При этом на основании п.3 ст. 20 Закона, гарантийный срок продлевается на период, в течение которого товар не использовался. Указанный период исчисляется со дня обращения потребителя с требованием об устранении недостатков товара до дня выдачи его по окончании ремонта. Таким образом, на период нахождения товара в ремонте гарантийный срок на него не течет. Требования по недостаткам товара (в том числе, о безвозмездном их устранении, то есть гарантийном ремонте товара) предъявляются продавцу, а не сервисному центру.

Вопрос: «Купили кирпич для стройки, в процессе кладки он начал шелушиться и отколупываться. Написали претензию продавцу, они провели экспертизу, кирпич соответствует госту и допускает такое шелушение. Но внешний вид испорчен. Если кирпич соответствует госту, но продавец заранее не предупредил о таком дефекте, есть ли смысл обращаться в суд?»

Ответ: В соответствии с положениями ст. 10 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее – Закон), п. 11 Правил продажи отдельных видов товаров от 19.01.1998 № 55 (далее – Правила № 55), продавец обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах, обеспечивающую возможность их правильного выбора, в том числе информацию об их потребительских свойствах.  Информация о предлагаемых к продаже строительных материалах должна также содержать с учетом особенностей конкретного товара сведения о материале, отделке, марке, типе, размере, сорте и других основных показателях, характеризующих данный товар (п. 107 Правил № 55). Продавец, не предоставивший полной и достоверной информации о товаре, установленной законом, несет ответственность, в соответствии с п.п. 1-4 ст.18 Закона за недостатки товара, возникшие после его передачи потребителю вследствие отсутствия у него такой информации (п.2 ст.12 Закона).

Вопрос: «Должны ли работники химчистки нести ответственность, если сданную им вещь они не вернули в срок? Предусмотрена ли какая-то компенсация потребителю в этом случае?»

Ответ: При нарушении сроков оказания услуги потребитель вправе предъявить одно из требований, предусмотренных ст. 28 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее — Закон), в том числе, об отказе от исполнения договора об оказании услуги и возврате уплаченной денежной суммы, а также требовать уплаты неустойки за каждый день просрочки в размере 3% цены услуги, возмещения причиненных убытков, компенсации морального вреда (ст. ст. 15, 28 Закона).

Вопрос: «На чердаке дома поселились голуби, все собственники жалуются на запах, помет, перья, грязь, инфекции. ТСЖ не хочет помогать провести дератизацию чердака, говорят, убирайте своими силами — что делать в этом случае?»

Ответ: согласно ст. 39 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее — ЖК РФ), п. 28 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утверждённых постановлением Правительства РФ от 13.08.2006. № 491, бремя содержания общего имущества многоквартирного дома, в том числе, по проведению дератизации, несут собственники помещений в этом доме. Товарищество собственников жилья (ТСЖ), согласно ст. 138 ЖК РФ, обязано помимо прочего: обеспечивать надлежащее санитарное и техническое состояние общего имущества в многоквартирном доме; обеспечивать выполнение всеми собственниками помещений в многоквартирном доме обязанностей по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, в соответствии с их долями в праве общей собственности на данное имущество; обеспечивать соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме при установлении условий и порядка владения, пользования и распоряжения общей собственностью; представлять законные интересы собственников помещений в многоквартирном доме, связанные с управлением общим имуществом в данном доме, в том числе в отношениях с третьими лицами. В силу ст. 143.1 ЖК РФ, как члены ТСЖ, так и собственники помещений в многоквартирном доме, не являющиеся членами ТСЖ, имеют право предъявлять требования к ТСЖ относительно качества оказываемых услуг и (или) выполняемых работ, в том числе, обращаться в суд для защиты своих прав и законных интересов (ч.1 ст. 11 Гражданского кодекса Российской Федерации, ч.1 ст. 17 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей»).

Вопрос: «Заказала модные ботинки в интернет-магазине, на сайте заявлены как кожаные, а по факту оказались коже — заменитель низкого качества (на сгибе пошли морщины после первого дня носки). Магазин заявляет, что они их покупают как кожаные и о возврате не может быть и речи. Это же явный обман покупателей?»

Ответ: В соответствии с п.19 Правил продажи товаров дистанционным способом, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.09.2007 № 612, не допускается передача потребителю товаров, не соответствующих предварительной договоренности, если такая передача сопровождается требованием об оплате товаров. Продавец обязан передать покупателю товар, качество которого соответствует договору (в том числе информации, предоставленной покупателю при заключении договора, а также информации, доведенной до его сведения при передаче товара в документации, прилагаемой к товару, на этикетках, ярлыке либо иными способами, предусмотренными для отдельных видов товаров). Предоставление информации о товаре, не соответствующей договору, указывает о недостатке товара. Согласно ст. 18 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее — Закон), потребитель при обнаружении в товаре недостатков, если они не были оговорены продавцом, по своему выбору вправе предъявить одно из требований, предусмотренных п. 1 настоящей статьи, в том числе об отказе от исполнения договора купли-продажи и возврате уплаченной за товар суммы. Рекомендуем данное требование предъявить продавцу в письменной форме и при его неудовлетворении в добровольном порядке, обратиться в суд (п.1 ст. 11 Гражданского кодекса Российской Федерации, п.1 ст. 17 Закона).

С. Коробицына,

ведущий специалист эксперт ТО Управления Роспотребнадзора по НСО в Чановском районе.

Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>