Быть там, где нужна помощь
В год 25-летия образования МЧС России рассказать о том, какую работу проводили специалисты Государственной инспекции по маломерным судам во время навигационного периода, мы попросили государственного инспектора Барабинского инспекторского отделения ФКУ центр ГИМС по Новосибирской области в Чановском районе Сергея Саватеева.
- Сергей Александрович, весенне-летний период для всех сотрудников Государственной инспекции по маломерным судам «жаркий», какие задачи стоят перед государственной инспекцией по маломерным судам в настоящее время?
— Основными задачами сотрудников ГИМС являются осуществление государственного и технического надзора за маломерными судами, обеспечение безопасности и охраны жизни людей на базах (сооружениях) для стоянок маломерных судов, пляжах, переправах; профилактика аварий и происшествий с маломерными судами, несчастных случаев с людьми на воде; участие в поиске и спасании людей на водных объектах и многое другое.
- Сколько на учете в ГИМС стоит судов в нашем районе? Какие это суда? Растет ли их количество в последние годы?
— Несколько лет назад вступил в силу новый закон по регистрации судов. Если раньше мы регистрировали любую лодку, даже гребную, то сейчас регистрации подлежат маломерные судна весом более 200 кг и двигателем свыше 8 киловатт. Сейчас у нас зарегистрировано 524 гребных лодки, 150 – мотолодок, гидроциклов и катеров, и их количество с каждым годом растет. Стоит отметить, что растет и число судоводителей. У нас прошли обучение 124 судо-владельца, им выданы удостоверения на право управления маломерными судами.
- Какие нарушения чаще всего распространены среди владельцев маломерных судов?
— Постоянно ведем патрулирование на озере Чаны, реке Омь и хочу отметить, что наши судоводители в большей части дисциплинированы, законопослушны — у всех есть документы и на право управления, и судно зарегистрировано, и люди в спасательных жилетах. Это хорошо. Но есть и нерадивые, которые нарушают правила плавания.
- Что это за правила и чем же регламентируется безопасность на воде?
— Есть правила плавания по внутренним водам, правила пользования маломерными судами, есть Водный кодекс, есть Кодекс РФ об административных правонарушениях, то есть КоАП. В соответствии с этими документами инспекция обеспечивает безопасность движения маломерных судов. Есть правила перевозки людей, например, нельзя купаться с катеров, лодок. Также нами часто фиксируется другое нарушение правил перевозки пассажиров: детей сажают на нос судна, при том, что оно находится в движении. Пассажировместимость у лодки «казанки» 6 человек, а бывают случаи, возят по 8. И люди в результате падают в воду, и не только дети, но и взрослые. И это может закончиться плачевно.
Именно на таких судоводителей за нарушения выписано 210 административных протоколов, вынесены постановления по ним.
- Какие мероприятия проводят сотрудники ГИМС для профилактики гибели людей на воде?
— Мы в течение всего года посещаем школы, читаем лекции детям, доводим до них все меры предосторожности на воде и на льду. Проводим профилактические беседы по муниципальным образованиям. Даем регулярные публикации в СМИ и информационных вестниках муниципальных образований и интернет ресурсах.
Ведется активная работа совместно с администрацией Чановского района, проводятся рейды патрулирования по выявлению несанкционированных мест массового отдыха и нарушений правил безопасности на водных объектах. При поддержке администрации Чановского района выставлен спасательный пост в селе Старые Карачи на реке Омь.
После открытия бассейна «Дельфин» в р.п. Чаны при участии администрации Чановского района проводятся регулярные занятия по обучению детей плаванию и поведению на воде, что значительно способствует уменьшению несчастных случаев на воде.
Зимой никто не катается, поэтому ведем профилактическую работу с рыбаками, ходим по льду вместе со спасателями, рассказываем, какие опасности могут быть на льду и чем это может обернуться. Сотрудничаем с полицией, органами рыбоохраны, охотоведами, проводим совместные рейды. И в период рейдов большое внимание уделяется вопросам обеспечения безопасности людей при нахождении на плавсредствах, отдыхе вблизи водоема, выявлены 47 нарушений правил пользования маломерными судами и 11 фактов браконьерства.
- Инспекторская деятельность – карательная или профилактическая?
— Работа инспектора подразумевает общение с людьми. Мое мнение, что мы – орган не карательный, а надзорный, для нас самое главное – профилактика. Протокол – это крайняя мера, он составляется в назидание.
- Что в вашей работе самое сложное?
— Психологическое напряжение. Есть люди, которые начинают кричать, и нужно настроить себя, что либо ты работаешь, либо ты не работаешь и боишься всего. Особенно часто слышим в выходные дни: «У нас единственный выходной, а вы нам его портите». Люди даже не чувствуют себя виноватыми.
Но ведь делаем это мы для блага самих отдыхающих, только за 2015 год спасено 8 человек: из них пятеро силами спасательного поста и трое инспекцией ГИМС на озере Чаны. Всего же за время работы спасли 27 человек.
За девять лет работы в инспекции ГИМС спасение людей стало для Сергея и всех инспекторов Барабинского отделения обычной работой. Они работают под девизом: «Быть там, где людям нужна помощь».
Николай ЦЫГАНОВ.
Добавить комментарий