Практика на стажировочных площадках
Одной из современных тенденций образования является предоставление права детям с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) посещать образовательные организации (ОО) и обучаться в них наравне с детьми, которые не имеют отклонений в развитии. Эта тенденция получила название «инклюзивное образование».
Инклюзивное образование – это не просто совместное обучение детей с ОВЗ и детей «условной нормы», это сложный процесс перестройки всей педагогической системы.
В Чановском районе в 2019 году функционируют пять инклюзивных школ, которые стали победителями конкурсного отбора в рамках регионального проекта «Обучение и социализация детей с ОВЗ в инклюзивном образовательном пространстве Новосибирской области». Три из пяти (Чановская средняя школа № 1, Старокарачинская и Озеро-Карачинская средние школы) подтвердили свой статус инклюзивной школы, а две (Тебисская средняя школа и Красненская основная школа) вновь вступили в проект, получив право называться инклюзивной.
Участие в проекте способствовало повышению профессиональной компетентности всех педагогических коллективов школ, расширило возможности образовательных организаций в распространении инклюзивной практики через проведение стажировочных площадок. Опыт их проведения в Чановском районе достаточно велик, в предыдущие годы в региональном проекте участвовали шесть инклюзивных школ. Темы, предложенные для обмена опытом, были значимыми и вызывали положительный отклик у всех участников семинаров. В мероприятиях принимали участие педагоги, специалисты сопровождения, представители администрации не только нашего, но и Барабинского районов.
За короткий период 2019 года инклюзивными школами уже проведено три стажировочных мероприятия, каждое из которых было востребовано и актуализировало проблему обучения детей с ОВЗ в инклюзивном классе.
Под девизом «Творчество без границ!» на базе Красненской основной школы куратором регионального проекта Н. П. Исаньшиной совместно с коллективом школы была подготовлена и проведена стажировочная площадка, в рамках которой педагоги поделились практическим опытом развития творческих способностей детей с ОВЗ в инклюзивном пространстве школы. Педагоги представили участникам семинара свой опыт работы, используя разнообразные формы. Гости были приглашены на встречу в салоны «Вдохновение», «Одиссея разума» и «Гармония». Каждый салон представлял опыт развития творческих способностей детей с ОВЗ по своему направлению. В салоне «Вдохновение», где речь шла об изобразительном творчестве, Э. Я. Кулиев, учитель физической культуры первой квалификационной категории, провёл мастер-класс с участием детей, он показал, как идёт подготовка к конкурсам по изобразительному искусству. Музыкальный руководитель творческого объединения «Звонкая россыпь» О. В. Кононова провела мастер-класс с участниками семинара «Коррекционная методика и упражнения для развития вокальных способностей детей с ОВЗ». Завершилась работа презентацией опыта развития декоративно-прикладного творчества средствами объединения «Мастерская Самоделкина», где И. К. Айнутдинов, учитель технологии, представил выставку работ обучающихся с ОВЗ. В салоне «Одиссея разума» педагоги представили фрагменты уроков географии и русского языка, продемонстрировав эффективные приёмы развития творческих способностей детей в инклюзивном классе. Н. П. Исаньшина дополнила имеющийся опыт педагогов представлением дидактических пособий, которые можно использовать на уроках математики. Специалисты сопровождения в салоне «Гармония» показывали, как организовать коллективное творческое дело так, чтобы комфортно себя ощущали все дети в равной степени.
В апреле сразу две школы организовали и провели встречи с педагогами района по обмену опытом инклюзивной практики. Старокарачинская средняя школа (руководитель проекта Е. М. Колосова) предложила участникам практико-ориентированного семинара обсудить проблемы организации деятельности специалистов сопровождения с различными категориями детей с ОВЗ. М. В. Бронникова, социальный педагог, рассказала о формах и методах работы специалистов сопровождения в образовательных организациях. Положительный эмоциональный отклик у всех присутствующих вызвал мастер-класс для родителей «Как развивать самостоятельность у детей с ОВЗ», который провела учитель начальных классов Е. А. Новикова. Педагог-психолог Е. А. Никитина пригласила участников встречи на занятие «Путешествие в весну», где дети с большим удовольствием выполняли разнообразные и интересные задания, а учитель-логопед А. П. Силантьева на занятии «Автоматизация звука Ш» показала эффективные формы и методы работы с детьми с тяжелыми нарушениями речи.
Чановская средняя школа № 1 (руководитель проекта – О. М. Иваницкая) представила свой опыт разработки и реализации рабочих программ начального общего образования ОВЗ. Работая в группах, участники семинара разрабатывали адаптированные рабочие программы в соответствии с государственными стандартами. Е. В. Жерикова, заместитель директора по учебно-воспитательной работе, рассказывала о вариативности образовательных услуг детям с ограниченными возможностями здоровья. В заключение был проведён тренинг «Взаимодействие с родителями обучающихся с ОВЗ», где педагог-психолог школы О. В. Чернявская познакомила участников с разнообразными способами и приёмами организации взаимодействия с родителями.
Проведение стажировочных мероприятий способствовало распространению инклюзивной практики и опыта работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья, показало высокую заинтересованность и потребность в обмене опытом, как участников, так и организаторов проведённых встреч.
Обмен опытом по распространению инклюзивной практики через проведение стажировочных мероприятий становится всё более востребованным, подтверждает необходимость создания единого пространства, в котором бы комфортно ощущали себя все участники образовательного процесса.
А. Кузнецова,
методист Барабинского филиала центра диагностики и консультирования.
Добавить комментарий