Избрать, назначить – недостаточно

123

Депутаты Законодательного собрания и руководители районных Советов депутатов поддержали создание в сельских поселениях области института старост.

Законопроект «О старостах сельских населенных пунктов Новосибирской области» депутаты рассмотрели на октябрьской сессии Законодательного собрания. В тот же день «за» высказались участники Совета по взаимодействию Законодательного собрания Новосибирской области с представительными органами муниципальных районов и городских округов Новосибирской области.
Проект закона предусматривает избрание старост в сельских населенных пунктах, входящих в состав поселений, но не являющихся их административными центрами. На сегодня в области более полутора тысяч таких поселений, а расстояния между ними порой достигают нескольких десятков километров. Главная задача сельских старост в непосредственном осуществлении местного самоуправления. Предполагается, что в числе направлений деятельности сельских старост будут вопросы, касающиеся большинства жителей поселения — поддержание в должном состоянии коммунальной инфраструктуры, уборка и вывоз мусора, выпас скота с личных подворий, профилактика пожаров, оказание помощи старикам, малообеспеченным и многодетным семьям. «Необходимо связующее звено между жителями поселений и местными органами власти, правоохранительными, надзорными органами, структурами ГО и ЧС, — высказала свое мнение на заседании Совета председатель Колыванского районного Совета депутатов Ирина Вепрева. – У нас на районном совете муниципальных образований все главы единодушно сказали, что такой закон, который определит правовые и организационные основы работы сельских старост, нужен. Об этом говорят и специалисты муниципальных образований, которым приходится решать конкретные проблемы поселений. В нашем районе есть муниципальные образования, включающие от двух до 11 поселений, например, Пихтовском сельсовете. Сотрудников администрации – четверо. До Лаптевки – самого далекого населенного пункта 43 км, 20 км щебеночной дороги, а 20 км – дороги почти нет. В сложных и чрезвычайных ситуациях в первую очередь связываемся со старостой, трудно представить, как бы обходились без него. Старостами должны быть люди с активной жизненной позицией, которые пользуются уважением и авторитетом среди своих же селян», — подчеркнула Ирина Вепрева.
В ходе обсуждения были подняты самые разные вопросы – может ли депутат быть избран старостой поселения? Оказалось, нет. Как пояснили в министерстве региональной политики, староста не может занимать государственные и муниципальные должности. С одной стороны, плюс: если нахлынут с проверками контрольные структуры, наложить взыскание на старосту не смогут: он не должностное лицо. С другой стороны, как финансово поддержать работу сельского старосты, если с ним не заключается трудовой договор? Не окажется ли при проверке, что деньги, выделенные на поощрения старост, – нецелевое расходование средств?
Зашел разговор и о финансовой поддержке работы старост. Председатели районных советов убеждены: пусть небольшое, но финансирование необходимо, например, на оплату связи. Как финансировать, варианты разные. По мнению заместителя руководителя администрации губернатора и правительства Новосибирской области Михаила Жиганова, это можно сделать через гранты для сельских поселений: «Не просто раздать деньги, а за что-то и для чего-то».
Другая позиция у заместителя председателя Законодательного собрания Владимира Карпова. «В 1994 году уже разрабатывался закон о старостах. И около тысячи старост были избраны. Практика показала, что помимо законодательных оснований, необходимы еще и материальные основания, которые не были предусмотрены. И уже к 1997 году количество старост сократилось в три раза. Создать, избрать, назначить – недостаточно, чтобы институт местного самоуправления работал на благо жителей. Что касается грантовой системы… У нас есть мастера выбивать гранты, все красиво описывать. Но для тех, кто реально работают, особенно в отдаленных деревнях, для них гранты — что-то заоблачное. Учитывая, что у нас почти полторы тысячи поселений, нужна другая система поддержки».
На заседании Совета выяснилось, насколько разные взгляды на сам закон. Одни считают, что в законе должно быть все подробно прописано — и порядок избрания старост, их функции, взаимодействие с органами местного самоуправления и другие моменты. Другие, как председатель Ордынского районного Совета депутатов Алла Трифонова, убеждены, что излишней детализации не требуется: слишком разные условия в поселениях даже одного района, не то что всей области.
Первый заместитель председателя Заксобрания Андрей Панферов призвал председателей районных Советов принять активное участие в доработке закона: «Самая главная задача, которую мы должны решить, создавая институт старост, — чтобы в поселении был человек, который может, например, организовать жителей в случае пожара, объединить всех на решение проблем, которые касаются всех. Это должны быть заслуженные люди, авторитетные в своих поселениях. И такие люди есть». Андрей Панферов высказал уверенность, что закон, разработанный при участии представителей местной власти, будет «действенным и достойным».
На снимке: председатель Колыванского районного Совета Ирина Вепрева и ее коллега из Ордынского района Алла Трифонова убеждены: создание института сельских старост необходимо.

Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>