Коронавирус становится агрессивным…

AdobeStock_84708342-1200x848

IMG-20201015-WA0008

Россия, как и весь мир, борется с коронавирусом уже более полугода. Медленными шагами эта новая инфекция добралась и до нашего района. Медицинские работники Чановской больницы уже не раз примерили на себе противочумные костюмы, опустошаются полки аптек, сознательные граждане «затариваются» масками, перчатками, антисептиками. В магазинах скупаются лимоны и имбирь. 

Казалось бы, мы только благополучно пережили первую волну, а, как оказалось, вирус никуда не делся. Каковы же его последствия и когда всё это закончится? О новой коронавирусной инфекции наш сегодняшний диалог с заведующей инфекционным отделением З. Н. Гончаровой.

ЧВ №43 - 4 полоса

- Зинаида Николаевна, давайте начнём с аббревиатуры COVID–19. Что это такое?
— 11 февраля Всемирная организация здравоохранения объявила о присвоении новой коронавирусной инфекции официального названия — COVID–19, что значит «болезнь, вызванная коронавирусом», а цифра 19 в названии указывает на год появления вируса. Напомню, что первый случай заражения коронавирусной инфекции был зафиксирован в конце 2019 года в Китае г. Ухане.
- Вспомним март месяц, когда школьники учились дистанционно, многие организации вынуждены были работать на «удалёнке»… А ведь, вроде, тогда в районе было всё благополучно. «Напрашивается вопрос: «А была ли у нас первая волна новой коронавирусной инфекции?»
— Весной все мы, и медицинские работники, не исключение, надеялись, что периферию инфекция не затронет. Но, этого, к сожалению, не случилось. И уже в начале лета в районе появились первые случаи вирусной пневмонии. Клинически заболевание протекало не так, как обычная бактериальная пневмония, ведь основное отличие бактерий от вирусов – это то, что бактерии живой организм, потому что у них есть клетки. С вирусами это не столь очевидно, поскольку они не имеют клеток и им требуются клетки доноры, чтобы выжить и размножаться. Ещё одно отличие заключается в том, что бактерии могут оказаться полезными, а вирусы – нет. Вот и оказалось, что специфического лечения пневмонии не было. С бактериальными инфекциями проще – назначено антибактериальное лечение и человек идёт на поправку. Люди, которые поступали с вирусными пневмониями проходили не стандартные 10-14 дней лечения, а куда больше. Сейчас, к сожалению, коронавирус становится агрессивным.
- Вторая волна подразумевает новый всплеск заболевших и инфицированных. Вам, медицинским работникам, известно, что для классических инфекций есть критерии окончания эпидемии. Какие критерии у новой коронавирусной инфекции?
— Действительно, вторая волна началась на фоне сезонной заболеваемости ОРВИ. Но, давайте вспомним весну, когда люди, опасаясь за своё здоровье, не пренебрегали средствами индивидуальной защиты. Мы носили маски, по необходимости оставались дома, запланированные отпуска у многих прошли на самоизоляции. И от всего этого население устало. Но мы рано расслабились. Маски не хотим одевать в общественных местах, руки моем реже, а кто-то даже рискнул отправиться на отдых в заграницу. Кто виноват в том, что заболевших стало больше? В том числе и мы с вами. Мы забыли о людях с хроническими заболеваниями, которые больше других подвержены новой инфекции, проводим юбилеи, свадьбы. Конечно, я согласна, это всё жизнь. И всё же есть основной приоритет – самое высшее благо человечества – это здоровье. Поэтому критерии снижения эпидемии зависят от каждого из нас, от того, как мы будем относиться к себе и обществу.
- Как в районе проходит вторая волна коронавируса? Есть ли тяжёлые случаи и почему?
— Очень много тяжелобольных. Течение болезни отягощают наличие хронических заболеваний: сахарный диабет, артериальная гипертензия, сердечно — сосудистые заболевания, ожирение. У многих поступивших – двусторонняя пневмония. Собственно, она различной степени тяжести – это и есть достоверный признак вирусного поражения лёгких. Если у заведомо COVID — положительного пациента нет пневмонии, госпитализация в стационар ему не положена.
- Коронавирусная инфекция стала «лакмусовой бумагой» для многих ваших коллег, которым пришлось на время сменить специализацию и шагнуть в «красную зону», где вирус буквально висит в воздухе, а свободных коек с каждым днём становится всё меньше. Что значит оказаться «на передовой»?
— От того, насколько медперсонал будет соблюдать правила инфекционного контроля, зависит наше собственное здоровье. «Красная зона» инфекционного отделения начинается со входа. С обратной стороны здания организовано два «чистых» бокса. Прежде чем войти в «красную зону», мы должны переодеться в средства индивидуальной защиты, т. е. надеть респиратор, обработать руки, надеть костюм, две пары перчаток, бахилы, шлем. Всё это одевается в определённой последовательности. Так работаем несколько часов. При выходе из «красной зоны» всё снимаем в определённом порядке. Одноразовые принадлежности, предварительно пройдя обработку, утилизируются, остальные обрабатываются.
- Каков порядок госпитализации в отделение?
— Перед нами стоят три основные задачи. Первая – убедиться, что у человека действительно вирусная пневмония, поскольку нынешняя ковидная пневмония имеет очень специфическую картину. Нередко «скорая» привозит пожилого человека с нарастающей одышкой и хрипами в лёгких. При осмотре выявляется, что они – следствие сердечной недостаточности, а вирусной пневмонии нет. И здесь наша задача – как можно быстрее перевести пациента в другое отделение. Вторая задача – оценка тяжести состояния, ведь кому-то нужна реанимация, многим – подача кислорода, а некоторым – просто наблюдение и лечение в отделении. Третья – выявление сопутствующих заболеваний.
- А ведь ещё нужно вести документацию…
— В электронной истории болезни есть свои плюсы. Если правильно, грамотно заполнять, то процесс оформления документов движется быстро. Хотя сейчас очень много отчётности, статистики, которую мы ведём в ежедневном режиме.
- Много ли пациентов находится в реанимации?
— Сейчас в реанимации свободных коек нет. Здесь пациенты с тяжёлой дыхательной недостаточностью, которым нужна ежесуточная подача кислорода.
- Почему у всех такое разное течение болезни?
— На особенности течения болезни влияют иммунитет, возраст, сопутствующая хроническая патология.
- Может ли обывателя спасти обычная маска, перчатки, антисептик?
— Всё это уменьшит риск заражения.
- Это значит, что мы все должны соблюдать правила защиты от вируса?
— Конечно. Дистанция в полтора метра, маски и перчатки. Если мы с вами, к примеру, вдвоём держим дистанцию и наденем маски, то вероятность заражения становится меньше. Разовые маски должны меняться через каждые 2-3 часа, многоразовые нужно стирать и обрабатывать, к примеру, горячим утюгом. Необходимо правильно носить маску – закрывая и рот, и нос. Ношение маски – это уважение к себе, к окружающим. Обработка рук антисептиком тоже остаётся важной, не нужно забывать мыть руки постоянно с мылом. Хочу добавить, что приходя домой с работы, из школы, магазина, в первую очередь вымойте тщательно руки, а уже потом переодевайтесь в чистую одежду. К средствам профилактики можно отнести и любой назальный спрей или обычный физраствор, который тоже продаётся в любой аптеке. Хочу обратиться к тем, кто почувствовал первые симптомы заболевания: головные боли, ломота в теле, повышение температуры, одышка. Нужно немедленно сообщить об этом врачу или позвонить в «скорую», где могут дать совет или рекомендации даже по телефону. В таком состоянии на работе находиться нельзя, ведь рядом – здоровые коллеги. Для больных в поликлинике развёрнут фильтр-бокс, куда обращаются заболевшие. И давайте будем ценить и уважать труд медицинских работников. Ситуация очень тяжёлая! И важно относиться друг к другу с пониманием, а если хотите, с сочувствием.
- Наверное, каждый медицинский работник тоже боится заразиться?
— Заразиться – беда не самая большая. Мы же понимаем, что каждому из нас предстоит «пропустить вирус через себя» и выработать антитела. Хотелось бы, чтобы это было бессимптомно. Тяжёлой пневмонией болеть не хочется. Впрочем, во время работы мои коллеги об этом не думают. Мы спасаем больных.
- Из того, что происходит сейчас, что самое страшное, на ваш взгляд?
— Я безмерно люблю своё родное инфекционное отделение за то, что практически каждому больному реально продлеваю жизнь стандартным лечением. А тут мы столкнулись с таким заболеванием, на течение которого практически сложно повлиять. Конечно, с началом пандемии уже выработан определённый алгоритм лечения. Мы постоянно консультируемся с коллегами их Куйбышева, Новосибирска, так как больных с тяжёлой пневмонией много.
- Что происходит после того, как человек переболел? Вряд ли обходится без последствий?
— И это действительно так. После болезни начинается длительный период реабилитации. Поэтому при выписке всем рекомендую воздержаться от тяжёлой физической нагрузки, посещения бань, необходимо принимать препараты, разжижающие кровь, чтобы не допустить образования тромбов. И в который раз призываю соблюдать профилактические мероприятия.
- Как жить дальше, если пандемия, как говорит ВОЗ, будет длиться, как минимум до следующего года?
— Набраться терпения. Быть внимательным и требовательным по отношению к себе и окружающим. Ограничить круг общения, повременить с массовыми мероприятиями, прислушиваться к советам медицинских работников. В свой ежедневный рацион нужно добавить больше жидкости в виде воды, соков, морсов. Вместе мы победим этот коварный вирус.
Беседовала Надежда Коренева.

Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>