Душа России, мать-деревня

 IMG_9577

…Деревня Новояблоновка встретила нас плохой погодой: не на шутку поливал июльский дождик, а редакционный «Уазик» то и дело забрасывало в разные стороны. Но не возвращаться же обратно в Чаны, ведь проехали мы восемьдесят километров! Двенадцать километров от села Таган показались нам долгими, ведь из-за ливня не было даже видно леса, озера и домов. И вот, наконец-то, долгожданный указатель. Мы на месте.

IMG_9584

Вглядываясь вдаль деревни, я почему-то вспомнила слова своей знакомой, которая не так давно сменила место жительства: «Городская жизнь медленно, но верно становится модной, поэтому многие покидают деревни и уезжают, ведь перспектив у сельских жителей, к сожалению, нет». А ведь в чём-то она права. Какая перспектива, к примеру, у Новояблоновки? Одна улица, да шестьдесят местных жителей. Не то, что раньше…
Историю своей малой родины поведала нам старожил села Анна Алексеевна Варченко, которой от роду восемьдесят три года, но выглядит она намного моложе своих лет, аргументируя это хорошей экологией и любовью к жизни. Бабушка-веселушка внимательно смотрит в окно, как будто пытается вспомнить некие моменты из своего прошлого.
Оказывается, первое упоминание о деревне относится к 1896 году.
— Давно это було, — начала свой рассказ женщина. В речи послышался украинский говор, ведь её далёкие предки были из Украины. – Мои деды и прадеды искали хорошие земли, а пришли в камыши. Жили они в деревне Яблуновка Черниговской области, а обосновавшись здесь, они решили дать своему поселению похожее название – Новояблоновка. Но Сибирь стала для них настоящим испытанием, ведь чтобы выжить приходилось заниматься охотой и рыбной ловлей, что в дальнейшем стало для них делом жизни. Всегда были наши места богаты ягодой, грибами, величественный Чан не скупился на рыбку. Так и жили, в достатке. Создавали новые семьи, рождались детки. И со временем деревня Новояблоновка стала превращаться в красивое поселение. Это сейчас все живут на одной улице, а ведь когда-то здесь их было две.
Здесь же, в Новояблоновке, в многодетной семье родилась сама Анна Алексеевна. Её мама – Дарья, с детства приучала детей к труду. После окончания четвёртого класса Аня пошла работать в контору техничкой.
— Приходилось мыть пол вечерами, а я очень боялась темноты. В конторе не було света. Особенно зимой страшно, но нужно было матери помогать.
Нюрку Дарчину (так тогда звали деревенских девчонок по имени матери) в деревне уважали за трудолюбие и весёлый нрав. Она не боялась никакой работы: доила коров, выезжала вместе со всеми на стан, где неделями жили в таборах, а чуть свет выходили работать в поле.
— Жили весело, с песней в поле ходили, дружили, — вспоминает бабушка. — До кого приходили ухажёры, до кого нет. На танцы бегали. А рано утром – на работу. Большая деревня была, работы всем хватало, тунеядцев не было. Помню, построили здесь мукомольные ветряные мельницы, чуть позже мужчины организовали артель, где создавались рыболовецкие бригады по ловле рыбы, которую сушили, вялили, продавали. Доход был хороший, люди не бедствовали. Постепенно Новояблоновка вошла в состав совхоза «Таганский».
Большой отпечаток на деревню наложила Великая Отечественная война. Немало селян ушло на фронт и немногие вернулись. Отец Анны Алексеевны, Алексей Иванович Телембовский тоже защищал нашу Родину, был в плену, но посчастливилось вернуться домой. Долгую жизнь прожил ветеран, оставив после себя добрые воспоминания.
— На этом месте, где сейчас стоит мой дом, была наша хата, — рассказывает А. А. Варченко. — Место моих предков свято теперь берегу я. Люблю свою землю, родные места. Красиво у нас тут в любое время года, правда иногда бывает суров батюшка — Чан, но, наверное, это люди, их отношение к природе тому виной. А какая у нас снежная зима! Натоплю свой дом, тепло у меня в двух хатах (две хаты – это две комнаты), вот тогда и воспоминания нахлынут.
Своего Павла Анна искала недолго, местный он был, Новояблоновский. Приглянулись друг другу, свадьбу откладывать не стали. В браке родилось двое детей – две дочери Мария и Галина, которые тоже, как и их предки, остались верны своей малой родине, подарив матери трёх внуков, а те – пять правнуков!
Анна Алексеевна – ветеран труда, неоднократно поощрялась денежными премиями, грамотами, благодарностями. Как передовик производства была премирована путёвкой в Германскую Демократическую республику, где посмотрела на жизнь и быт людей другой национальности.
— Лучше нашей Яблоновки ничего не встречала, — убедительно произнесла собеседница. — И как с ней поспоришь? — А людей, которые отсюда уехали, не понимаю: как же можно уехать от такой красоты, свежего воздуха и щедрого на дары озера Чаны. Я осталась вдовой рано, кажется, от горя нужно было бежать куда-то, но разве убежишь от себя, от родных сердцу могил? Это моё наследие.
В прошлом году селу исполнилось сто двадцать лет. Разве могли тогда предположить переселенцы, что сначала село расцветёт, а затем «упадёт» на колени. Но как с них встать? Хотя для каждого местного жителя это святое сердцу место. И чтобы не говорили о том, что умирают российские деревни, мать-деревня Новояблоновка ещё живёт. Живёт, пока есть школа, в клубе играет музыка, в молодых семьях рождаются желанные дети, а такие, как Анна Варченко помнят историю далёкую и близкую.
Надежда КОРЕНЕВА
Фото автора.
д. Новояблоновка.

Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>