Мнения людей – во главу угла

IMG_9413

Объединение муниципалитетов может быть успешным только в случае объективной потребности и осознания ее жителями, пришли к выводу участники круглого стола, состоявшегося в Законодательном собрании области.

IMG_9419

Темой обсуждения в региональном парламенте стало совершенствовании территориальной организации местного самоуправления – процесс объективный на фоне социально-экономических и демографических изменений и идущий практически во всех регионах страны. Но одновременно и очень сложный, поскольку меняет уклад жизни людей, которых касаются подобные преобразования. Именно поэтому за круглый стол были приглашены депутаты Законодательного собрания, представители областного правительства, главы районных администраций и депутаты местных советов.
Начиная разговор, председатель Законодательного собрания Андрей Шимкив, отметил, что вопросы экономики, транспортной доступности, организации здравоохранения и образования, финансовой обеспеченности и самостоятельности сельских поселений — вопросы давно назревшие, решение которых во многом связано с совершенствованием территориальной организации местного самоуправления. «Перспективы местного самоуправления, варианты, возможности, риски объективно влияют на повседневное самочувствие самой многочисленной категории муниципалитетов на территории Новосибирской области – сельских поселений. Убежден, что любая административная, управленческая реформа не может и не должна проводиться исключительно сверху. Не может и не должна быть кампанейщиной, под «каток» которой без разбору попадают разом все сельские поселения. Укрупнение муниципалитетов — не только и не столько административная или территориальная задача. Речь идет, с одной стороны, об эффективности управленческого аппарата и персональной ответственности руководителей, с другой, — об инфраструктурных, социальных, бытовых изменениях в каждом конкретном муниципальном образовании», — задал тон разговору спикер регионального парламента.
На территории региона сегодня находятся 30 муниципальных районов, 5 городских округов, 455 поселений, из которых 26 — городские поселения, 429 – сельские поселения. При этом 15% поселений имеют численность жителей до 500 человек, 35% — от 500 до 1000 человек. В половине поселений проживает всего 13% жителей, в то же время многие малочисленные муниципальные образования включают по 3-4 населенных пункта. В силу объективных обстоятельств они столкнулись с такими проблемами, как минимальные доходные источники, когда собственные доходы не покрывают даже расходы на содержание местной администрации, а при распределении дотаций эти поселения также получают недостаточный объем средств. Заместитель председателя Контрольно-счетной палаты Новосибирской области Павел Подковырин сообщил результаты анализа территориальных и организационных основ бюджетного процесса в сельских поселениях региона. Отметив объективный процесс сокращения численности сельского населения, он озвучил основной вывод аудиторов: объединение муниципальных образований в большинстве случаев не сможет привести к повышению финансовой самостоятельности сельских поселений, уменьшению их зависимости от областной помощи. В 2014 году уровень зависимости был меньше 30% лишь у 4 поселений, у 37 сельских поселений составлял от 30 до 70%, у 388 – более 70%. Главный плюс объединения – сокращение затрат на аппарат управления — 1,5 млн. на одно объединение ежегодно. При этом, как показал опрос, население и главы поселений против объединения – из-за сокращения штатов администрации, предполагаемого затруднения доступа к муниципальным услугам.
Об опыте объединения участникам круглого стола рассказал Александр Гофман, глава Карасукского района, где в 2012 году были объединены районная и городская администрации. Процесс реорганизации проходил поэтапно в течение трех лет. Численность чиновников сократилась со 146 до 121 в единой администрации, было исключено дублирование полномочий, ускорился процесс принятия решений. К сожалению, сообщил Александр Гофман, если в предыдущие три года высвобождающиеся средства в размере 28 млн. рублей не изымались, а направлялись на решение актуальных для района и города проблем, то в 2017 году бюджет Карасука потерял 18 млн. рублей. «Очень важно, чтобы при объединении объем бюджетных средств сохранился», — заметил он.
Депутаты Законодательного собрания коснулись, прежде всего, экономических и социальных аспектов укрупнения муниципалитетов. «Чтобы люди позитивно оценивали результаты объединения муниципальных образований, для них должны реально улучшиться качество образования и медицинского обслуживания на территории, деятельность учреждений культуры, транспортная доступность, другие вопросы. Во главу угла должно быть поставлено улучшение благосостояния жителей», — убежден депутат Сергей Титков. Дарья Украинцева высказала опасение, что объединение муниципальных образований отдалит людей от власти, а значит, затруднит решение их повседневных вопросов. «Надо учитывать мнение людей, а не формировать «дорожную карту» из прозвучавших в ряде выступлений рекомендаций и предложений», — считает она. Первый заместитель председателя Законодательного собрания Андрей Панфёров предупредил, что попытки укрупнения поселений по инициативе сверху могут вызвать еще на стадии подготовки негативную реакцию жителей. «Следует пересмотреть экономические перспективы районов. Каждый район имеет свою специфику, она и должна быть во главе угла», — подчеркнул вице-спикер.
Мнения участников круглого стола войдут в рекомендации правительству области, органам местного самоуправления по разработке подходов к оптимизации территориальной организации местного самоуправления.

Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>