Весна нашего детства
Дети войны… Эти два коротких слова объединяют целое поколение людей. Одни из них пережили немецкую оккупацию, терпели унижения, прятались от снарядов и бомб, другие жили далеко от фронта и полуголодные, плохо одетые работали наравне со взрослыми на заводах, полях и фермах. Сколько их, лишившихся тогда детства?
Ветеран педагогического труда Зинаида Степановна Корина родилась в 1925 году в деревне Попова Заимка ныне село Красное. Тяжелый, незабываемый след в её детстве оставила Великая Отечественная война. Весной 1941 года она закончила восьмой класс Венгеровской средней школы и все, что происходило, в то далекое время прекрасно помнит.
Из воспоминаний З. С. Кориной:
«Красное – моя маленькая родина, край, где я родилась, где прошло мое детство и юность, где мой родительский дом, моя семья.
Вся весна и начало лета 1941 года были тревожными в тот год, как некогда бушевали ураганы, было сильное наводнение. Вода в речках Омь и Тартас разлилась так, что от деревни Старый Тартас до села Венгерово все было залито водой и добирались только на лодках.
4 июня, окончив восьмилетку, мы возвращались с подружкой домой. Нас переправили на лодках на наш берег, а оттуда по кругу через деревню Нововознесенка мы добрались в родное село.
Но сидеть долго дома не пришлось, мы были молоды, полны сил и энергии, записались на работу и поехали рыть канал для осушения болота за селом Добринка. Разбили большой лагерь, в котором было более 200 человек из трех районов Чановского, Венгеровского и Татарского. Жили в палатках, целый день копали канал, было тяжело, ведь из инструментов одна штыковая лопата. А вечерами собирались в центре палаточного лагеря у столба с громкоговорителем, слушали новости, музыку и всегда подпевали.
21 июня был жаркий день, солнце палило беспощадно, но мы работали. А вечером когда собрались в лагере, разразилась страшная буря, ураганный ветер, гроза, дождь. Раскаты грома пугали нас до ужаса, ветром сорвало нашу палатку и мы с девчатами, под дождем бросились бежать к большой штабной палатке, там уже было много народу, как и мы промокших до нитки.
Стихия бушевала, а мы промокшие, так и заснули сидя, прижавшись, друг к другу. Утром, выйдя из палатки, мы увидели страшную картину. От лагеря практически нечего не осталось. Столб с радио повален, лошадей убило грозой. Как будто сама природа протестовала против чего-то.
А после обеда приехали представители райкома партии всех трех районов и сообщили, что началась война. Тут же зачитали список, кто должен явиться сегодня в военкомат. И увезли с собой часть мужчин и парней. Мы продолжали работать, и отправлять на фронт по нескольку человек каждый день. Всем нам было уже не до песен. А канал мы так и не докопали, нас отправили по домам.
В девятом классе мы все пытались попасть на фронт добровольцами, но нас не брали, говорили, что по годам не подходим. На фронт добровольцем ушел наш любимый учитель, классный руководитель Петр Андреевич Соколов. Вдохновленные его поступком мы штурмовали военкомат с новой силой. Многие одноклассники подделывали справки, приписав себе год или два. Но нам сказали, что вы нужны здесь. Часть молодежи отправили работать на военный завод в город Новосибирск. А меня и еще семь девчонок из-за нехватки кадров отправили в сельские школы работать учителями. Так в семнадцать лет я стала учителем.
Но, несмотря на все трудности, выпавшие на мою долю и долю моих ровесников, детские годы вспоминаются с теплом. Мы не считали себя обделенными, так как были все приблизительно равными.
Проходят годы, мне уже 88 лет. Все меняется, меняется и село Красное. Но я все также люблю свое село и народ живущий в нем. Я патриот и горжусь тем, что наше село не сгинуло, как многие другие, а продолжает процветать. Горжусь тем, что наша школа носит имя Героя Советского Союза Николая Алексеевича Бениша, который родился в нашем селе. Горжусь тем, что именем моего одноклассника назван один из пионерских отрядов. Отряд Саши Лотова. Он старше меня всего на один год, ушел на фронт в первые дни войны. Получив похоронку на отца, он спрятал ее от матери и прокричал, где она лежит, только когда отправлялся на фронт. Отец Александра погиб под Москвой, а сам Саша — под Сталинградом. Вот такая у нас была тревожная молодость!»
Учителя, чья молодость и начало трудовой деятельности пришлись на военное лихолетье, люди особенные. Для них учительская профессия стала не только работой, но и образом жизни. Аккуратные и подтянутые, дисциплинированные и трудолюбивые, они были ярчайшими представителями сельской интеллигенции. Их никак нельзя назвать сухим, официальным словом «преподаватель» — только «Учитель», причем именно так — с большой буквы.
Николай ЦЫГАНОВ.
Добавить комментарий