Учитель русского языка и литературы: «Содержание образования сейчас ставится на пятое место»
Национальный образовательный форум «Умная школа», на котором педагоги, представители СМИ и сотрудники департаментов и министерств образования из 45 регионов страны обсуждали проблемы современной российской школы в контексте грядущей образовательной реформы, прошёл 25- 26 августа в Москве. Организатором и главным спонсором форума выступила телеведущая, член комиссии по образованию Общественной палаты РФ Тина Канделаки.
Среди новосибирских делегатов, отправившихся в Москву для обсуждения актуальных вопросов образования, была учитель словесности, заведующая кафедрой филологии гимназии № 6 «Горностай» Ирина Добрынина. Корреспондент Тайги.инфо узнал у педагога, почему инициатива Канделаки вызвала скепсис в преподавательской среде, зачем нужно наполнять современную школу новыми духом и кровью и как «содержание» образования подменяется «стандартом».
Тайга.инфо: Для чего была организована «Умная школа», и кто попал в список приглашенных?
— По инициативе Тины Канделаки на форум были приглашены более 170 человек из 45 регионов страны. География форума — от Калининградской области и до Сибири. Педагогов собирали разными путями: мы, например, приехали по инициативе редактора журнала «Литература», учителя словесности московской государственной школы № 57 Сергея Волкова — автора открытого письма министру образования РФ, под которым в феврале этого года поставили свои подписи боле 23 тысячи человек.
Публика на форуме была очень пёстрая, и очень по-разному настроенная: автор учебников по литературе Наталья Беляева, руководитель общественной организации «Учителя за свободу убеждений» Всеволод Луховицкий, московский преподаватель русского языка и литературы Сергей Райский. Впрочем, определенный скепсис был, наверное, у всех. Многие сумели его преодолеть, некоторые сохранили. Теперь мы очень благодарны Тине за столь щедрый жест и очень надеемся на продолжение сотрудничества.
Тайга.инфо: Когда учителям звонили pr-агенты Тины Канделаки и приглашали к участию в образовательном форуме, какова была реакция?
Некоторые педагоги бросали трубки, когда им звонила помощница Тины Канделаки— Некоторые педагоги бросали трубки, когда им звонила помощница Тины. Учителя спрашивали: что нас связывает с Канделаки? Я трубку не бросила, хотя, нужно признать, что реноме у нее очень сложное. Скепсис был очень большой. Тем более что в каком-то смысле это «бесплатный сыр», когда за все платят — дорога, проживание, программа, что потребуется от нас? С одной стороны, хочется, а с другой — совесть не велит.
Но мы решили, что нужно попробовать. Я убеждена в необходимости сборов людей. Чтобы люди приезжали и разговаривали друг с другом о насущных вопросах жизни школы. Тем более, что мероприятия такого рода уже давно никто не проводил, как, впрочем, никто толком с учительским сообществом не разговаривал.
Тайга.инфо: По заявлению организаторов форума, главным его итогом является «создание дискуссионной площадки». Звучит очень размыто. А что конкретно было сделано?
К сожалению, площадка форума выявила одну очень неприятную тенденцию, которая сложилась в обществе. В России сегодня всеобщим образованием считается не только среднее, которое дети получают в школах, но и высшее. Повальное движение выпускников школ в вузы. Зачастую им даже неважно, какого качества эти учебные заведения. Когда я приехала учиться в Новосибирск, здесь было 17 вузов. Сегодня их больше 30. ЕГЭ изначально был рассчитан на тех, кто поступает в высшие учебные заведения, ни для чего другого он не существует. Вот и получается, что у нас всеобщее высшее образование.
Вообще-то у нас есть рабочие, хлеборобы, которые могут получать специальное образование, есть люди, судьба которых сложилась иначе, и они никакого образования, кроме среднего, они не получили. Но разработчики государственных образовательных стандартов, закона об образовании вели разговор только о людях, получающих высшее образование, и очень редко вспоминали о тех, кто иначе планирует свою жизнь.
Тайга.инфо: Какие темы форума были самыми обсуждаемыми?
Мы много говорили о стандартах школьного образования, и слишком мало — о его содержании— Мы говорили о качестве школьного образования и об оценке качества работы учителя, о позициях России в международном образовательном рейтинге PISA, о том, существует ли альтернатива ЕГЭ, обсуждали предложения к закону об образовании, который еще не принят. К сожалению, мы много говорили о стандартах школьного образования, и слишком мало — о его содержании.
Тайга.инфо: Как разграничиваются понятия «стандарт» и «содержание»?
— Вообще стандарт должен описывать минимум содержания: тот объем знаний, меньше которого ученик знать не должен. А здесь все упирается в то, что новые стандарты пытаются сокращать объем необходимых человеку знаний, и соответственно, это вызывает очень много нареканий. Дело в том, что сейчас содержание образования ставится не на первое место, а где-то на пятое. Так быть не должно.
Тайга.инфо: А что же идёт до содержания? На первых местах?
— Физическое и нравственное здоровье, устойчивая привычка к труду, развитый интеллект, способность жить среди себе подобных. Это требования к образованию, которые сейчас декларируются. Наверное, это требование времени, но знание, его ценность, никто не отменял. Меня это удивляет и, честно говоря, раздражает даже.
Тайга.инфо: Если меняются школы, вряд ли остаются без изменений ученики. Сегодняшний школьник — какой он?
Ученик должен понять, что без Пушкина жить нельзя, потому что нельзя жить без соли и сахара- Современный школьник очень разный. Между первоклассником и учеником одиннадцатого класса — целое поколение. Изменились ли дети? Наверное, да. Стали ли они хуже? Не думаю. В конце концов, они существуют в тех обстоятельствах, которые мы для них создали. Нам сегодня нужна консолидация сил всех взрослых, которые заботятся о будущем ученика, но слышат друг друга очень плохо. Иногда нужно просто сказать: люди, опомнитесь, послушайте друг друга. Мы все говорим, печёмся о детях, ну так давайте о детях. Не о себе, любимых, а о детях.
Сегодняшние ученики больше прагматики, для них знание носит конкретный прагматический характер. Если мы не сумеем их убедить в том, что то или иное знание им необходимо, — грош цена этому знанию. Преподавать литературу и убеждать, что Пушкин — великий писатель, уже абсолютно бесполезно. Ученик должен понять, что без Пушкина жить нельзя, потому что нельзя жить без соли и сахара, без витаминов. Мало читают.
Меньше и иначе. Опять же, читают очень прагматично, утилитарно: для развлечения или потому что нужно. В детях стало меньше пытливости, интереса к жизни — качества, которое лично для меня является жизненно важным. Пытливый человек постоянно движется вперед. Он хочет что-то знать, видеть, чувствовать, пробовать, достигать. Я очень надеюсь, что те страшные прогнозы, предсказания гибели культуры и образования, не оправдаются. Потому что есть люди, пытающиеся этому противостоять. Только им надо увидеть друг друга и собраться вместе. Так, как это было на форуме и, надеюсь, будет еще не раз.
Беседовала Кристина Фарберова
ТАЙГА-ИНФО (публикуется с сокращениями)
Добавить комментарий