В кругу семьи. Баба Дуся

…Апрель. Первые лучики весеннего солнышка еще робко пробиваются через окно уютной квартирки бабы Дуси. От них становится радостнее не только хозяйке, но и ее верному домочадцу, всеобщему любимцу — попугаю Роме.

DSCN0950

I

К своей маме Евдокии Даниловне Фельзинг Нина Андреевна Матинова приходит часто. Родным людям всегда есть о чем поговорить. А иногда чем-то и помочь хочется. Но сегодня дочь пришла, чтобы в который раз вспомнить годы детства, юности и сказать своей маме простое человеческое «спасибо» за все то, что сегодня  окружает ее: дружная семья, дети, любимая работа. И материнское благословение на каждый новый день.

Людей можно поделить на две категории: жизнерадостные и равнодушные. Теплее и уютнее с теми, кто не просто тихо, затаившись в четырех стенах, коротает свои денечки, а с теми, кто и в преклонном возрасте продолжает «зажигать», вдохновлять своими поступками, добрыми делами. От них веет какой-то особенной энергией, от которой хочется жить, творить, любить.

II

Старость. А какая она? Я внимательно рассматриваю фотографии семейного альбома Евдокии Даниловны. На снимках многолетней давности, вроде бы, нет ничего мудреного – просто жизнь, как она есть. Но каждый снимок – отголосок определенного ее этапа, который  трудно порой стереть из памяти. И сегодня передо мной уже не маленькая босоногая девчонка, а умудренная жизненным опытом бабушка. Вот так можно в нескольких словах сказать о моей героине. Внешне она вроде бы ничем не отличается от своих поседевших сверстниц: маленькая, хрупкая, с натруженными морщинистыми руками, в очках, которые, кажется, неловко «сидят» на переносице. Но она удивительно светлая по натуре. И это отражается во всем: в одежде, манере вести диалог, в гостеприимстве. Прямо с порога баба Дуся предложила отведать чай с ее фирменными крепельдями. Это по-немецки. А по-русски  это печеные «ушки» или «пышки»,  внешне напоминают «хворост». Очень вкусные, тают во рту. Их Евдокия Даниловна печет часто и угощает родственников, своих подружек.

За чаем Е. Д. Фельзинг рассказывает о своем детстве, молодости, замужестве, светлых днях и не очень. Смотрю в  добрые глаза собеседницы и не перестаю удивляться ее какой-то детской непосредственности. А еще поражает то, что во время всей нашей беседы не услышала от нее ни одного слова негодования на жизнь, жалоб на судьбу, на старость. От нее исходит позитив. А ведь ей 13 апреля исполнилось восемьдесят лет. И становится понятно, несмотря ни на что, все эти годы она просто жила и радовалась жизни.

III

22 июня 1941 год. Черная дата в биографии многих семей. 29 июня на фронт забрали отца девочки-подростка. От него семья получила всего три треугольных конвертика. Отец Дуси погиб в декабре 1943 года на Курской дуге. У Евдокии было еще три брата и сестра, но во время войны все умерли. Девочка с мамой остались одни. Надо ли говорить о том, как трудно было мириться с такими потерями? Но жизнь постепенно налаживалась. Детство, юность и вот она уже замужняя женщина. Ее избранником стал механизатор широкого профиля Андрей Андреевич Фельзинг.

«Он мог работать и на тракторе, и на машине, и на комбайне, — вспоминает Евдокия Даниловна. – За добросовестный труд и отличные показатели в социалистическом соревновании в 1955 году его наградили поездкой в Москву на ВДНХ».

Когда в семье Фельзинг было две дочери, они поехали поднимать целину в Казахстан. Там родилась еще одна девочка. После Казахстана они приехали и обосновались в селе Блюдчанское. И уже здесь  родилась четвертая дочь.

У хорошей хозяйки дом всегда полная чаша. В свободное время Евдокия Даниловна любила шить, выбивать узоры на машинке, вышивать гладью и крестом, вязать теплые вещи родным. Все, что когда-то было сделано своими руками, Е. Д. Фельзинг бережно хранит до сих пор: вот выбитый белоснежный околодок, нашедший свое место  в спальне на кровати, а это рушник. Красоту и необыкновенный уют в комнате создает и вышивка гладью на наволочках.

«Профессии я не имела, — не лукавит моя собеседница. – С работой любой справлялась. Была бригадиром дойного гурта, заведующей детским садом, продавцом, санитаркой в больнице». За добросовестный труд Евдокии Даниловне вручили Орден Ленина. Но все же главным в жизни для этой женщины всегда была и остается семья.

Выйдя на заслуженный отдых, Е. Д. Фельзинг нашла себе новые увлечения. Она пишет стихи, мастерит из конфетных фантиков цветочные букеты, поет песни. Словом, продолжает жить. А вдобавок к этому радуют родного человека повзрослевшие дочери и их мужья, заботливые и нежные семь внуков и правнуки.

IV

…Здравствуй, старость! Ты меня искала?

Вот и я: смирна, скромна, больна.

Как нам быть? Сражаться в рукопашной?

Или мирно, по-соседски жить?

Это строки из стихотворения «Старость». Его автором является баба Дуся,  у которой свои секреты долголетия. На протяжении вот уже пятнадцати лет Евдокия Даниловна верна проверенному народному средству: пропустите через мясорубку чистые листья лопуха, чтобы получить из них один литр сока. Смешайте сок с литром меда и добавьте столько же спирта. Лекарство готово! Принимайте натощак по чайной ложечке утром и будьте здоровы!

…Старость, если ты меня уважишь,

Во сто раз уважу я тебя.

Заживем с тобою мы так дружно

Юность позавидует моя!

А мы? Можем ли так искренне дарить друг другу радость и тепло? И будет ли в старости наше сердце столь любящим, как у бабы Дуси?

Надежда Водичева.

с. Блюдчанское.

На снимке: Е. Д. Фельзинг с дочерьми Ниной и Анной.

Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>