Синдром археолога

Ежегодно по всей России работают примерно полторы тысячи археологических экспедиций. Если допустить, что в одном отряде могут быть сорок человек – получается внушительное число людей. Они способны поменять стены душного, но всё же комфортного города, на проживание в палатках и удобства в чистом поле. Однако на поиски прошлого отправляются не только ученые и студенты-практиканты.
«Преображенка-6», названное в народе «Кремешок» в Новосибирской области располагается посреди вспаханного поля. Черная, рыхлая земля, а посреди нетронутый прямоугольник в несколько метров. Лица уставших и неразговорчивых археологов выглядят совсем не воодушевленными. Под палящим солнцем пропадает всякая романтика. Мы с фотографом аккуратно ходим по горячей земле, чтобы случайно не задеть находки. Встречаем прекрасное рыжее создание. Маленькой кисточкой девушка расчищает от земли осколки керамики:
— Вы приехали на практику?
— Не совсем. Просто захотелось.
— Так, а вы где учитесь?
— В институте искусств, я художник. – Удивленные неожиданным ответом (художников мы здесь встретить никак не ожидали) с коллегой идем на следующий объект.
Несколькими шагами дальше раскапывают землянку. Мелкими инструментами работать здесь затруднительно. Мускулистый мужчина в черной футболке, просто накинутой на спину, ловко работает лопатой.
— Андрей Андросов. – Знакомит нас руководитель экспедиции. – Он не археолог, но каждое лето старается приезжать. Побывал уже в Горном Алтае, Монголии. В это лето удалось выбраться буквально на неделю.
Всю обратную дорогу разговариваем об одном: смогли бы мы вот так в отпуск бросить все и уехать, а главное – зачем? Это было еще в 2008 году.
Ольга Горбовская студентка факультета международных отношений и права. Она оставила в одной социальной сети статус «Прощай цивилизация» и пропала. Уже позже я узнаю через нашу общую знакомую: «Оля уехала капать неолит», в тайгу на три месяца, где нет мобильной связи. Чтобы узнать, зачем это девушке, которая никогда не увлекалась археологией, приходится ждать окончания сезона.
Мы встречаемся уже осенью втроем. Незнакомый человек за столиком – Александр Бендюков, фотограф, старший лаборант Института археологии и этнографии СО РАН бывает в экспедициях уже не первый год. Можно сказать, что он-то и вдохновил Ольгу на такой «подвиг».
«В тайгу» Ольга и Александр этим летом добирались три дня – на поезде, автобусе и по воде. Спасательная археологическая экспедиция в Красноярском крае на реке Ангаре оплачивается Богучанской ГЭС. Еще несколько лет и место, где сейчас идут раскопки, нещадно поглотит вода. Сейчас же за чашкой кофе Оля и Саша напоминают людей из прошлого. Простота в одежде: Ольга, не смотря на начавшиеся холода, прибегает в легком плащике. И уж очень они спокойные, даже говорят размеренно и тихо.
Бендюков достает из кармана трубку, не торопясь набивает ее табаком, закуривает и, выпуская изо рта серую струйку дыма, рассказывает о мальчике, который на Ангаре, да и вообще на раскопках оказался в первый раз:
— Он спросил у начальника экспедиции, можно ли здесь найти старинное копье? Ему ответили утвердительно, и через несколько дней он действительно его нашел! Что это – чудо?
На что я спрашиваю:
— Человек в экспедицию едет за романтикой или открытиями, а зачем поехали вы?
— Там масса интересных людей. Интересно понаблюдать за ними, потому что скрыть что-то не возможно, снимаются все маски.
— А мне захотелось быть ближе к природе, отдохнуть от цивилизации, городской жары, пыли. Это намного лучше, чем уехать по обмену в Америку. – Отвечает Ольга.
— Тяжело было потом в городе?
— Очень. Получается две жизни: одна там, другая здесь. Там проще, меньше забот о ближайшем будущем. Тяжелее потом воспринимать мир без проблем. Начинаешь задумываться, зачем тебе учеба, метания по городу? Вернувшись, я многое осознала, пересмотрела. Жизнь на самом деле намного легче. Мы же не ищем простых путей, загоняем себя в рамки, ограничения.
— В тайге сталкиваешься с простыми проблемами, – добавляет Саша. – Оторвалась пуговица, ты думаешь, как ее пришить. Порвался ботинок, зашил его просто и ходишь дальше, не задумываясь над тем, как это будет выглядеть.
— Вы хотите сказать, что в тайге проще?! Это же очень тяжело: жить без всяких условий, работать на жаре.
— Да нет, почему без условий? У нас была баня, сами ее строили, пироги даже в печке на лопате пекли.
— А чем занимались в свободное от работы время?
— Лепили из глины, я начал там делать каменные наконечники, литье, так же, как было много лет назад возле очага в лесу. В древности была очень интересная керамика, люди хотели сделать что-то красивое. Причем чем древнее, тем сложнее техника. До сих пор не понятно, как выполнялась струйчатая ретушь.
— Выходит, с каждым веком мы только деградируем?
— Выходит так.
В конце нашего разговора Оля рассказывает историю о том, как в их лагере в палатке жил паучок, его подкармливали, когда же собрались переезжать на другое место паук исчез. Некоторое время спустя идею отложили, и паук вновь вернулся в дом.
Я слушаю их, и невольно вспоминается «Прощание с Матерой» Распутина: «…с такими чистым, вечным перезвоном на камнях каталась Ангара и так все казалось прочным, вечным, что ни во что не верилось – ни в переезд, ни в затопление, ни в расставание». И еще одна мысль всё никак не дает покоя: ну, не может же быть в тайге всё настолько легко.
Спустя несколько месяцев в Новосибирске открывается галерея дизайна «Альфаро». Первая выставка – фотографии Александра Бендюкова «Ангара 2010: Как это было». Фуршет для посетителей ангарский: тушенка, сгущенка и коньяк во фляжках.
Там Бендюков говорит корреспонденту одного сайта:
— Своей выставкой я хотел сказать, что экспедиция – не романтическое приключение в лесной глуши, как думают многие юноши и девушки. Это куча гнуса, жестокая жара днем, а затем вообще начинается сезон дождей и выпадает снег – мокро, холодно и тоскливо.
А меня уверяли в обратном. И тут же вспоминается одна из историй, рассказанная Александром в тот вечер. В Белоярском районе не было вертолета, чтобы улететь. На трое суток оставалось пять банок тушенки, еще был перочинный нож:
— С нами был художник. Я сначала не представлял, как он выживет в тайге, вроде бы богемное существо. Потом же, он как все в резиновых тапках шел по болоту.

Наталья Пугаева

Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>